Найти в Дзене
Рассказ на 5 минут

Ей было 16. Ему 24. Это история моей бабушки.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Летом 1966 года Майтифа любила всей той силой и самозабвением, как это мы умеем в свои юные годы. Когда он единственный и чтобы другие не сказали, вы чужим словам не поверите.

Он был высок, плечист, красив и молод. Да к тому же богат, а для девушки из бедной семьи это был большой риск. Её предупреждали, она неровня ему. Но любовь неземная взаимная, по среди древних обычаев и жёстких традиций, окрыляла молодых. Майтифа, худенькая высокая девушка, расцветала как бутон розы, даря аромат любви и нежности вокруг.

В то лето жарким поздним вечером на празднике у сестры её мир повернулся на 180°. Приехали дальние знакомые, то ли родные мужа старшей сестры. Праздник шёл своей широтой и душевностью, что молодым было не понять. Им хотелось свободы, общения. Молодые вышли на улицу, пообщаться со своими сверстниками. Среди них была моя бабушка. Ей хотелось быстрее сбежать, укрыться в объятиях возлюбленного или утонуть в его бездонных глазах. Но традиции, они были выше, в знак уважения к старшим надо было присутствовать на празднике. Когда мимо проехал её Любимый, просигналив ей, она махнула ему рукой, мол скоро приду, как только получится. В тот роковой день он её не дождался.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Во дворе среди ребят, Майтифа стояла с подругой, когда к ней подошли молодые мужчины, приехавшие из другого села. Разговорились.

Один из парней, небольшого роста, коренаст, с крепкими руками попросил показать деревню:

– Здесь неподалеку живет мой друг, вместе в армии служили. Так после армии и не встретились. Пожалуйста, покажите нам с другом дорогу. 

Моя бабушка не соглашалась, хотя это был повод сбежать с праздника, быстренько покажет и уйдет к своему любимому.

Майтифа с подругой согласились. Ибрай завёл свою машину, подъехал, предложил сесть.

– Это недалеко, деревня маленькая, быстро, пешком дойдем, – отказывалась моя бабушка.

Ибрай был настойчив. Подруга сказала:

– Давай прокатимся, быстро же.

Доехав до дома сослуживца, машина остановилась, подруга вышла, а парни зажав Майтифу быстро завели мотор и уехали. Её украли, посреди деревни поздним вечером. Тот самый Ибрай.

– Можешь не кричать, тебя никто не услышит.

Моя бабушка проплакала всю дорогу. Её привезли в чужое село, остановились у дома. Открыли ей дверцу, попросили выйти. Ибрай показал свой дом. Сказал, что в первое время будут жить в летнем домике. 

В ту ночь никто из них не спал. Ибрай мучался правильно ли он поступил. А Майтифа с ума сходила от горя. Ибрай пытался шутить. Рассказал о себе, где служил, и как начал работать лесником. Под утро не сомкнув глаз, она отпросилась в туалет:

– Не провожай, не сбегу. 

До туалета не дошла. Сбежала через огороды, правда недалеко, соседка увидев, что в огороде кто-то бегает, закричала на всю улицу:

– Шерафия, подсолнухи твои воруют!!!

Её поймали. Вернули в дом, по всем тем законам и обычаям приняли в невестки. Она была раздавлена, постоянно плакала и не могла стерпеть такой удар судьбы. У неё был любимый, а теперь она невеста Ибрая.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Мой дед её не касался. Для 16 лет она была не совсем ещё девушкой, а точнее девочкой. Мать Ибрая, прабабушка Шерафия запретила портить девочку.

Через недельку, когда Ибрай был на работе, она сбежала. На попутках доехала до дому. Отец Мардий встретил очень холодно, запретил оставаться дома.

– Ты обесчестена, ты теперь его жена. Уходи. Если останешься, тебя больше никто не возьмёт замуж, ты опозоришь нашу семью.

Майтифа плакала и просила пощады. Отец не сжалился. 

Оставался только один шанс, её любимый. Она побежала к нему. 

Он обнял её и на миг они были счастливы. Пригласил в дом, обещал всё исправить:

– Отец, я хочу жениться на этой прекрасной девушке.

Только там ей были не рады, отец Любимого строгих взглядов человек, чистый татарин, никогда не даст согласие на брак с какой-то там удмуртской башкиркой, тем более не их уровня, из бедной семьи. Любимый не пошел против своего отца. 

Она вернулась домой. Там её ждал Ибрай. Он приехал за ней. Дома ей нет житья, теперь она никто для этой семьи. Девушка без чести, тебя больше никто замуж не возьмёт, – слова отца больно ранили юную неокрепшую душу. Она уехала с Ибраем.

Любовь разбилась о скалы древних традиций и жёстких обычаев тех лет.

Через три года родилась моя мама.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

– Бабушка, а ты дедушку любила или привыкла к нему? – спрашивала я.

– А что есть любовь? Это та самая привычка и есть: просыпаться рядом, слышать его голос, строить вместе наш дом, заботиться о детях, стариться вместе.

– А ты вспоминала его, свою первую любовь?

– Мы встретились с ним спустя много лет. Он изменился, стал другим. Пообщались немного. Женился на татарке, которую отец выбрал. Вспоминала, а как же, это всё-таки моя первая любовь.

– Бабушка, ты жалела, что села тогда к дедушке в машину?

– Нет. Не жалела. И дедушка твой всегда был нежен со мной, и любил меня всем своим сердцем.

Моей бабушке Майтифе 71 год. Дедушки Ибрая, которого я считала самым лучшим мужчиной на свете, добрым, нежным, чутким, мудрым, нет уже в живых. Это их история, хотела написать любви, но лучше наверное будет, их история семьи.

Сегодня с высоты своей башни я не знаю, что сказать. Вся наша жизнь – это обычаи и традиции поколений. Хорошо, что некоторые исчезают, особенно те, что ранят душу и убивают любовь. Уважение к старшим это прекрасно, но не ценой своего счастья. Моя бабушка это живая история давления тех времён, когда слово старейшего мужчины – это закон и его не нарушают. Сейчас в том месте, где они живут, нет тех традиций или обычаев, невест больше не крадут. Молодые свободно общаются перед свадьбой и социальные уровни не помеха любви. 

Ей было 16, ему 24. Когда он влюбился в неё с первого взгляда и украл ее в свой сарай.