Дзен-буддизм представляет собой разновидность буддизма, а на протяжении последних 30 лет – предмет большой заинтересованности в Соединенных Штатах Америки и странах западной Европы. Основатель дзен-буддизма – монах из Индии по имени Бод-Хидхарма, который в 520 году посетил Китай, основав в нем особенную школу буддизма, которая предназначалась лишь для узкого круга людей. Эта школа стала называться чань-буддизма. С японского «чань» означает «дзен» (созерцание).
Согласно традиции, его возникновение связывается с одной легендой. Однажды, вместо того чтобы провести многословную проповедь, Будда просто принял цветы. Конечно же все растерялись, но только старец Махакашьяна спокойно улыбнулся, взглянул на своего учители и смог понять в чем заключается красноречие его установки без ответа. Именно тогда Будда произнес, что он имеет самое драгоценное сокровище (духовное, трансцендентное), которое передается Махакашьяни. Данная ситуация раскрывает скрытую суть Будды и согласно традиции, основой учения стал именно дзен. Дзен сформировался в VI веке. В его основу был заложен буддизм махакашьянского толкования, а также определенные идеи даосизма.
Многим интересен вопрос, что открывается для последователя дзен, достигшего цели сатори. Малоинформативности дзен-литературы по вопросам сатори объясняется тем, что оно не изображается словами, его невозможно понять, ему невозможно научиться. Дзен учит, что человек, не прошедший через данное состояние, никогда не поймет его содержание. Здесь же стоит рассмотреть другие основные принципы дзен-буддизма, которые заключаются в личное передаче истины и независимости от письменных слов или знаков. В дзен-буддизме все внимание акцентируется на формы передачи опыта, которые не имеют ничего общества с интеллектуальными формами.
В конце 50-х годов, дзен-буддизмом стали интересоваться студенты, интеллигенты, а спустя еще каких-то 10-20 лет стали проявлять интерес к дзен-буддизму и мелкобуржуазные слои общества. Представители творческой интеллигенции связывали с дзен-буддизмом надежны на духовное обновление, получение полного бытия. Хиппи дзен-буддизмом оправдывали моральный нигилизм и бытовой разврат. Что же касается добропорядочных обывателей, то они искали в дзен-буддизме универсальное средство психотерапии, которое по их мнению должно было максимально ослабить давление «мира». По их мнению, бессмысленного мира.
К слову, интересоваться дзен-буддизмом в мире начали как раз тогда, когда начал повышаться интерес к религии. В Западной Европе и США религиозный бум произошел в 50-60 годах. В то время активизировались церковные организации, увеличивались тиражи религиозной литературы, появлялись новые направления и секты.
Так что же такое дзен-буддизм? Равно как и в случае с любой другой религией, он выходит из скрытого и истинного миров. Он выдвигает уникальный путь спасения. Но при этом, в дзен-буддизме избавление от страданий связывается не с попытками преобразовать окружающую действительность, а с улучшением качества жизни человека, перестройкой его взглядов на мир. Дзен пытается донести, что то что мучает и тот кто мучается – это иллюзия нашего сознания. Прекратить любые страдания можно только путем полного искоренения этой иллюзии. В дзен-буддизме рассматриваются проблемы в психологической сфере.