В 1883 году произошло мощное извержение вулкана Кракатау. Оно было примечательно не только своими последствиями, но и тем, что стало, скорее всего, первым крупным извержением, запечатленным на фотографиях.
Вулкан Кракатау находился (сейчас уже не находится) на одноименном острове в середине Зондского пролива между большими островами Ява и Суматра. Сейчас это Индонезия, а тогда это называлось Голландской Вест-Индией. На самом острове людей практически не жило, ближайший берег был в 30 километрах (вроде достаточно далеко). Зондский пролив – достаточно оживленный, там в те времена ходило много кораблей – и по бизнесу, и с туристами.
Предыдущее извержение вулкана Кракатау было в 1681 году, но старожилы ничего не помнили. Видимо, то извержение было не очень страшным.
Вулкан проснулся 20 мая 1883 года, прогремев и выпустив огромный стол дыма. Его слышали за 160 километров, но решили, что ничего ужасного, тем более, что после этого стало потише.
Европейцы тут же организовали небольшую экспедицию, 27 мая посетили остров Кракатау, где обнаружили “обширный столб пара, выходящий с ужасающим шумом из отверстия примерно 27 метров шириной”, а также засыпанный мелким пеплом сам остров и пара соседних. Это было интересно.
Потом все успокоилось до 19 июня. После 19 июня извержение возобновилось, но опять не очень сильное.
11 августа на Кракатау прибывает еще один европейский корабль. Капитан Ферсенар, руководивший группой топосъемки на соседнем острове Бант, ступил на берег острова Кракатау и обнаружил, что там все засыпано полуметровым слоем пепла, столбов дыма и пара уже несколько, и вообще дело плохо. Корабль быстро уплыл подальше, и еще две недели ничего нового не происходило.
К середине дня 26 августа столбы дыма поднялись на огромную высоту, и взрывы стали происходить каждые 10 минут. К обеду над островом была огромная туча, в которой сверкали молнии. Капитан корабля, находившегося от Кракатау на расстоянии 65 километров, записал: “Кракатау был ужасающе великолепен, он напоминал огромную стену, пронизываемую зигзагообразными молниями, а над ним играли ленивые змейки линейных молний. Эти сверкающие вспышки были настоящими проявлениями разгневанного огня…” На кораблях в Зондском проливе стали выходить из строя компасы, в море стали появляться приливные волны, накатывающие на деревни на побережье соседних больших островов.
Мощнейший взрыв раздался в 5:30 утра 27 августа, потом через час еще один, потом еще через 3 часа и, наконец, самый мощный – в 10:52. За 200 километров вылетали стекла домов, грохот был слышан в Австралии, на Мадагаскаре и даже в Америке. Горные породы взлетели на высоту выше 50 километров, ударная волна обошла всю Землю 7 раз. На дистанции 200 километров стало темно как ночью, и так было сутки, на более близких дистанциях солнце не было видно 2,5 дня.
Происходящее наблюдали и записали свои наблюдения два человека: голландский ученый Р.Хьюитт и английский моряк Дэлби. Голландец смотрел с горы возле городка Анджер, что на западном побережье острова Ява. Все увиденное он потом описал в книге “Пожары и наводнения от землетрясений”:
“… Глядя в сторону острова Кракатау, что примерно на расстоянии 48 километров в Зондском проливе, я неожиданно увидел движение небольших лодок в заливе. Казалось, будто магнит вытягивает их из спокойного укрытия, и они уплывали в одном и том же направлении, ведомые, подобно “Летучему Голландцу”, невидимой рукой. Через мгновение они исчезли, проглоченные мощной кипящей бездной огня и воды. А прямо через залив, казалось, линия огня тянется к острову. Земная кора под заливом треснула, и как будто все пламя ада прорвалось к поверхности вод. Море устремилось в расселину, унося все лодки навстречу гибели. Шипящий пар дополнял этот ад…”
Моряк Дэлби так описал свои впечатления:
“Становилось все темнее и темнее. И так уже громкий грохот усиливался, и сейчас он раздавался, казалось, вокруг нас. Порывы ветра переросли в такой ураган, какого ни один из нас не переживал раньше. Ветер превратился в подобие плотной массы, сметавшей все перед собой, грохотавшей, как чудовищный мотор, и пронзительно завывавшей в оснастке, как черт в мучениях. Темнота сгустилась, но яркие молнии, которые почти ослепляли нас, сверкали повсюду. Гром бы оглушающим…
… Когда мы мельком увидели небо, то заметили там ужасное волнение: тучи проносились с огромной скоростью, и, мне кажется, большинство из нас решили, что мы оказались в вихре циклона. Но так как шум становился все громче и громче, я подумал, что это что-то вулканическое. Особенно, когда около полудня с неба посыпались тонны пыли. Она напоминала серое песчаное вещество, а так как на нас была только хлопчатобумажная одежда, мы вскоре совсем задыхались: обгоревшие, грязные и почти ослепшие.
Видимость в это время равнялась примерно метру. Я почувствовал себя заброшенным и ощупью двинулся по палубе, постоянно цепляясь за что-нибудь под рукой. Вы представить себе не можете силу того ветра. Время от времени я встречал других, находившихся в таком же состоянии, что и сам, но совершенно неузнаваемых - просто серые движущиеся в темноте предметы. Однажды я заметил пару обезумевших глаз - глаз бедного старика кули, выглянувшего из-под лодки.
Никто из нас никогда не сможет описать шум, особенно один сильный взрыв примерно в полдень, который считается самым громким звуком, раздававшимся когда-либо на земле… Он шел с вершины Кракатау прямо в небо… Небеса казались сплошной вспышкой пламени, тучи принимали такие фантастические формы, что выглядели поразительно неестественными; иногда они свисали подобно локонам. Одни - блестящие черного цвета, другие - грязно-белого…”
Выпустив в атмосферу тонны вещества, вулкан саморазрушился и вызвал огромное цунами. Приливные волны обрушились на побережья огромных островов Ява и Суматра, сметая все на своем пути. Количество погибших осталось неизвестным. Сначала говорили о 36000 погибших, потом о 80000, сейчас оценивают в 200 000 погибших. С лица земли исчезло более 300 населенных пунктов. Все в радиусе 500 километров было засыпано пеплом.
По словам инженера с корабля “Лудон” Н. ван Сан-дика, сцена была ужасной. Он писал:
“Как высокая гора, чудовищная волна бросилась на сушу. Сразу же вслед за ней появились еще три волны колоссальных размеров. И на наших глазах это ужасающее смещение моря одним сметающим проходом мгновенно поглотило руины города; упал маяк, а дома в городе были сметены одним ударом, как карточные домики. Все кончилось. Там, где несколько минут назад жил городок Телок-Бетонг, раскинулось море… Мы не могли найти слов, чтобы описать ужасное состояние, в котором находились после этой катастрофы. Как громом поражающая внезапность меняющегося света, неожиданное опустошение, которое закончилось за мгновение на наших глазах, все это ошеломило нас…”
Капитан «Лудона» спешно пошел в голландский форт Анджер, и нашел там только одного живого человека. Из 2500 рабочих каменоломни, располагавшейся на высоте 48 метров над уровнем моря, в живых осталось трое. Немецкий военный корабль выбросило в лес на расстоянии 3 километра от берега.
Практически весь остров Кракатау исчез, а странные оптические явления в атмосфере продолжались по всему миру еще несколько месяцев. Именно тогда Мунк написал свой «Крик». Оранжевое небо можно увидеть и на других картинах того времени.
На месте разрушенного вулкана Кракатау 29 декабря 1927 года возник новый, названный Анак-Кракатау (Дитя Кракатау). Остров появился в центре трёх островов, составлявших когда-то вулкан Кракатау. Сегодня его высота составляет около 300 метров при диаметре около трёх-четырех километров. Со дня своего появления Анак-Кракатау пережил 5 основных извержений. Анак-Кракатау вырастал в среднем на 13 сантиметров в неделю, начиная с 1950 года. Вулкан активен.
От Анак-Кракатау до сказочного Бали - около 1300 километров. Можно ехать. Максимум - пеплом засыплет.
Источники:
https://rodich2007.livejournal.com/2208999.html
https://pikabu.ru/story/izverzhenie_krakatau_5872473
https://popados.livejournal.com/11513.html
Википедия