Султан Ахмед III дал ей на сборы всего несколько часов. И ни минутой больше. Хафисе Кадын, любимая наложница предыдущего падишаха, должна была упаковать все свои вещи и покинуть гарем. Нет, она ни в чем не провинилась. Причиной изгнания стало отречение султана Мустафы II. Теперь все, кого он любил и к кому благоволил, в один момент лишились поддержки. Даже мать пятерых шехзаде не могла рассчитывать на милость.
Хафисе не помнила своей родины. Она попала в плен к татарам – то есть, возможно, была славянкой – и очень рано оказалась в числе «даров» министру Эбу Бекиру-эфенди. Невысокая худенькая девочка плохо понимала обращенную к ней речь, и не могла рассказать, где и когда родилась. А потому историки только предполагают дату ее появления на свет – 1683 или 1685 год.
Пожилой министр дал Хафисе учителей. Она скоро заговорила по-турецки, приняла новую веру и научилась самым простым вещам вроде чтения и письма. Иногда она пела что-то на родном языке, и педагоги отмечали музыкальность девочки. Так возникла идея давать ей уроки музыки, и Хафисе научилась играть на нескольких инструментах.
Подросшую Хафисе министр решил передать в гарем султана. В ту пору османский трон занимал Мустафа II, но очень большое влияние на падишаха имела его мать, Эметуллах Рабия Гюльнуш (я писала о ней в статье Дважды валиде). Опытный царедворец, Эбу Бекир отправился напрямую к валиде, где и рассказал о своих планах. Султанша милостиво разрешила привезти Хафисе во дворец. И там, в Топкапы, состоялась первая встреча Эметуллах-султан и Хафисе.
Девушка очень понравилась валиде. Она демонстрировала скромность, была спокойна, услужлива – словно сама Эметуллах в юности. Хафисе разрешили остаться. А спустя пару месяцев представили ее Мустафе II. И валиде поняла, что она попала в точку! Хотя у сына было множество фавориток и несколько жен, Хафисе вытеснила всех из сердца падишаха. Начиная с 1698 года она почти каждый год дарила султану по наследнику, а в 1703 сразу двоих шехзаде – близнецов Ахмеда и Мурада.
Хафисе была не только наложницей, но также другом и советчиком султана Мустафы. Именно ей выпала честь сопровождать падишаха во всех трех его кампаниях. Безусловно, у государя случались и другие увлечения, но он всякий раз возвращался к Хафисе. Только, к несчастью, почти все их дети умирали совсем маленькими. Но валиде успокаивала красавицу: тебе всего-то 20, а значит, все впереди…
Ее уже называли Хафисе-султан, у нее были собственные роскошные покои в Топкапы и множество преданных слуг. Она начала ощущать свою силу, и строила смелые планы. Однако в августе 1703 в Константинополе началось восстание, к которому присоединились и янычары. Под давлением султану Мустафе II пришлось отречься от трона в пользу брата. Спустя несколько месяцев "падишах в отставке" скончался, а всем его родным приказали покинуть столицу. Но если валиде скоро вернулась во дворец, чтобы снова возглавить гарем при другом сыне, то Хафисе следовало покинуть резиденцию султанов навсегда.
Она умоляла султана Ахмеда дать ей возможность окончить свои дни в Топкапы или Эдирне - это место было овеяно чудесными воспоминаниями, поскольку султан Мустафа часто приезжал туда с Хафисе. Но новый правитель был непреклонен: другие наложницы и жены отправлялись в Старый дворец, их сыновья – в кафес. А вот у Хафисе-султан шехзаде не осталось. И потому она должна была идти на все четыре стороны, прочь из гарема. Или замуж. За кого захочет.
Хафисе даже подумать не могла о другом мужчине. Она любила султана Мустафу, и поклялась хранить ему верность. А потому, недолго подумав, сделала выбор: она выйдет за пожилого министра Эбу Бекира-эфенди. Того самого, что вырастил ее. Хафисе-султан была уверена, что этот человек, которому она безгранично доверяла, будет уважать ее клятву. И не ошиблась.
В спокойствии и достатке, уважении и почете, Хафисе прожила с Эбу Бекиром еще целых двадцать лет. Молодая женщина заботливо ухаживала за 80-летним супругом, а он обращался с ней также, как с любимой дочерью. Разумеется, у них не было детей.
В 1718 году встречи с Хафисе искала жена британского посла, леди Мэри Уортли Монтегю. Этой бойкой путешественнице было очень любопытно пообщаться с женщиной столь необычной судьбы: плен-гарем-любимая фаворитка султана – супруга пожилого эфенди. Англичанка восхищенно отзывалась о Хафисе в своих письмах, и благодаря ей мы знаем о некоторых фактах биографии султанши.
Та, которую изгнали из гарема, умерла в 1723 году. Увы, она не успела увидеть, как тот, кто когда-то посодействовал свержению Мустафы II сам лишился власти в ходе переворота - это случилось в 1730 году. О Хафисе остались воспоминания леди Монтегю – «Письма из турецкого посольства». Но в целом сведений об этой женщине до обидного мало.
#наука #османская империя #великолепный век #женщины #литература
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории!
Не забывайте про Лайки: они помогают развитию канала!