Афины сгорают от жары, термометр показывает плюс сорок в тени.
Огромный соблазн - провести весь отпуск в приятной тени зонтика на пляже, но в Греции это непростительно.
Никому не советую "набраться мужества" и совершить однодневную экскурсию в столицу, особенно, если вы отдыхаете на Пелопоннесе или островах.
Только это правда, что лучше один раз увидеть, чем сотни раз читать в блогах о невероятных античных сокровищах Греции.
Правда, что Парфенон по-прежнему величественен, а кариатиды Эрехтейона прекрасны, но жестоко было бы советовать вам штурмовать Акрополь в летнюю жару.
Благо, в Афинах есть место, где под одной крышей и в очень комфортных условиях можно увидеть бесценные артефакты, оставшиеся от великой цивилизации.
Я о Национальном Археологическом Музее. Здесь в великолепной сохранности выставлена редкие скульптура и керамика, чей возраст порой датируется XI в. до н.э.
По-счастью нам некуда было спешить. Мы прилетели в Афины с целью походить по музеям и в археологическом побывали не раз.
Классическая скульптура, находки, поднятые с затонувших кораблей, золото Шлимана... К тому моменту, как мы очутились на втором этаже среди тысяч античных ваз, мы уже еле передвигали ноги.
В тот день, немного недосмотрев залы с керамикой и совсем пропустив египетскую коллекцию, сделав исключение лишь для фаюмского портрета, перед самым закрытием музея мы снова спустились в зал ранней классики, ставший для нас настоящим открытием.
Еще одно свидание со статуей, затмившей для меня многие великие творения в музеях Ватикана, Боргезе и Лувра, - Посейдон с мыса Артемисион.
Если когда-нибудь вы окажитесь здесь, то сами убедитесь, что в обработке бронзы древние греки достигли не меньшего мастерства, чем при работе с мрамором.
Повергающая в шок своей реалистичностью двухметровая статуя - одна из немногих, дошедших до наших дней оригинальных бронзовых скульптур античного периода.
Для специалистов вопрос, кого она изображает в действительности - Посейдона или Зевса, до сих пор является предметом разногласий.
Для меня, обычной туристки, это произведение искусства от которого глаз невозможно оторвать. Кстати, в этом же музее мы увидели оригинал статуи, которую Виктор рисовал ещё мальчишкой, - легендарного Геракла.
Великолепный бронзовый великан был найден на месте древнего кораблекрушения у острова Эвбея в 1928 году.
Сколько еще подобных шедевров таят морские глубины? Иногда мы с Виктором сожалеем, что не стали археологами, не освоили дайвинг.
Спокойное мужественное лицо, атлетичная фигура, исполненная силы, мощные руки. Считают, что правая рука когда-то сжимала трезубец. Значит, все-таки Посейдон.
Не менее сильное впечатление производит и бронзовая статуя лошади, несущейся галопом. Представляете себе своего малолетнего сына, оседлавшего жеребца, словно вихрь?
Не пожалейте отвести на музей целый день. Переходя из зала в зал, вы будете замечать, как формы статуй становятся более совершенными, почувствуете поиск стиля, которому суждено было стать классикой европейской цивилизации.
Какое счастье, что статуя Посейдона с мыса Артемисион, была найдена спустя сотню лет после отплытия пресловутого лорда Элгина с награбленным в Греции к берегам Британии.
Коллекционер и по-совместительству посол Британии в Оттоманской империи очень вольно трактовал разрешение турецких властей вывезти на родину несколько "кусков мрамора" - на память.
Только фриз Парфенона, выставленный сегодня в Британском музее имеет протяженность 150 метров, а ведь были еще и скульптуры, и скульптурные композиции.
В результате этого ограбления века:
Из 97 сохранившихся блоков фриза Парфенона 56 находятся в Британии и только 40 в Афинах.
Из 28 сохранившихся статуй фронтона 19 вывезены в Лондон, и лишь 9 остались в Афинах.
Почему-то сокровища, найденные Генрихом Шлиманом в Микенах, не покинули историческую родину. Предлагаю вам прочесть интереснейшую историю о его раскопках.
Множество уникальных артефактов продолжают украшать Каирский археологический музей.
Меньше года назад мы побывали в туринском - всё чинно и красиво, но в нём, как и в залах Ватикана, египетские статуи словно не на своем месте. Уж таково моё субъективное и нерушимое мнение.
Теперь уж всем известно, что англосаксы по обе стороны океана никогда не отличались щепетильностью.
В 2015 году Индия подала официальный иск королеве Елизавете II с требованием вернуть легендарный бриллиант "Кохинур" на родину.
В 2018 Лондон посетила официальная делегация с острова Пасхи, добиваясь возвращения из Британского музея базальтовой статуи моаи.
Древний истукан был вывезен с острова британским кораблем HMS Topaze 1868 году.
Разве не сиротливо смотрится он в музее? Ему бы вернуться к соплеменникам, заждались ведь. Да, большинству из нас никогда не попасть на остров Пасхи, но его родина там.
Как же удачно мой любимый Посейдон разминулся во времени с лордом Элгином.
Желаю грекам вернуть однажды все свои ценности в страну. Почему бы не любоваться ими в Греции? Так хочется хоть чем-то "насолить" нашим "заклятым друзьям" англичанам :-)
Всем счастливых дорог!