Что же движет нами, когда мы принимаем решения, не имея достоверных данных? Перечислим иллюзии, которые управляют нами в такие моменты.
Гало-эффект. Его еще называют эффектом престижа. Такой эффект создают общие, поверхностные знания о человеке. Влиять на отношение к человеку может его должность или звание. Если они престижны, человек автоматически вырастает в глазах собеседника. Вы, наверное, и сами ловили себя на мысли, что популярные люди обычно кажутся умнее и красивее. Часто популярным людям автоматически приписывают престижные в текущий период качества: для женщин – женские, для мужчин – мужские. По тому же принципу начальники кажутся благороднее, солиднее, крупнее, а подчиненные – мельче и суетливее.
Эффект снисходительности. Такова психология: во время наблюдения за человеком впервые мы склонны преувеличивать свою положительную оценку. Даже если подмечаем слабости, мы склонны тут же снисходительно «забыть» о них. Автоматически мы готовы принять решение сохранить хорошие отношения и не портить их. В этом решении и «зашита» ошибка.
По утверждению социального психолога В.Н.Панферова, в 85% случаев из 100% отношение к личности собеседника в первые моменты общения строится исходя из внешнего впечатления. Последующее общение дополняет и расширяет это впечатление.
К примеру, если собеседник использует конфликтогены, примеры которых мы рассматривали в одном из материалов, то со временем отношение может измениться в худшую сторону. Но если изначально сложилось хорошее впечатление, то испортить его будет тяжелее.
Усреднение. Человек избегает крайних суждений. Если нет дополнительной информации и поводов к симпатии или антипатии, человек склонен усреднить свою оценку. Если же образуется симпатия или антипатия, человек «дотягивает» свое заключение до желаемого: завышает свою оценку или недооценивает хорошие качества.
Перенос и контрастность. Есть у людей еще склонность «судить по себе»: видеть в других собственные качества – как хорошие, так и не очень. Мы склонны переносить свои хорошие качества на человека, который нам симпатичен, или же лишать своих положительных качеств человека, который вызывает у нас антипатию.
Настроение. Мнение о другом человеке часто зависит от нашего текущего настроения. Вот почему люди, у которых все благополучно в семье и в других сферах жизни, часто считают других позитивными, дружелюбными и милыми. И наоборот, пребывая в депрессии и злости, люди склонны видеть в других врагов и негативных героев.
Разница статуса. Если собеседник ниже по статусу, его часто недооценивают. И наоборот.
Ошибка эпизодичности наблюдения. Иногда первое впечатление дает ошибочный сигнал, от которого зависит последующее отношение к человеку.
Прежние встречи и отношения. Речь о стереотипности выводов – ранее сформированная оценка, положительная или отрицательная, мешает наблюдателю посмотреть на человека свежим взглядом.
Психологическое насыщение. При большом количестве встреч бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном, что не позволяет получить объективную оценку, поэтому она часто бывает случайной.