Современная школа вошла в информационно насыщенный мир, в котором действуют ранее незнакомые новые закономерности. Успешно работать в этом мире можно, только освоив цифровые технологии. Школа их осваивает с восьмидесятых годов двадцатого века. Однако скорость развития технологий существенно опережает процессы адаптации к новому в консервативной школе. Из-за этого усилия по внедрению цифровых технологий на школе сказываются крайне негативно. Не все осознают, что цифровые технологии - не просто новый информационный инструмент для старых задач, а новая среда и новые способы мышления.
Сегодня накоплен богатый опыт применения цифровых технологий в образовании. Осмысленное его использование позволяет избежать эклектики как в развитии цифровых технологий разработчиками, так и в подборе существующих технологий для школы. Цель статьи о цифровой образовательной среде - обозначить наиболее продуктивные тенденции применения цифровых технологий как в организации образовательного процесса, так и в формировании цифровой инфраструктуры.
Традиционным источникам информации при обучении всегда были учитель и учебник. Сегодня информация буквально "лезет изо всех щелей". Проблема - получить и отфильтровать лишнюю. На этом фоне учитель как носитель информации выглядит бледно, и учебник потерял значение основного источника. Он отстает от потока информации вокруг, а как навигатор уступает информационным системам. Поэтому умные учителя начинают иначе строить уроки с переносом активности на ученика. Теперь учитель должен выстраивать более сложные сценарии занятия, чем было принято в классике. Пассивное слушание и прочтение традиционного материала уже не работает. Единицей обучения становится активность ученика, выполнение конкретных заданий.
Известный пример активизации ученика при изучении темы - "перевернутый класс", когда учитель не сам рассказывает, а дает ссылки на информацию по теме для самостоятельного изучения. А на уроке ученики делают что-то новое на основе изученного, проясняют непонятное. Эффективный способ активизации учеников - групповая заинтересованная работа. Для оценки успешности вместо привычных двоек и пятерок нужна такая обратная связь и анкетирование, которые помогают в нужный момент продвижению работы.
Мобильные технологии и образовательная активность ученика растворяют границы класса. Объем и направление изучаемого становится для каждого своим. И даже время обучения перестает зависеть от урока. Можно учиться дороге, ожидая какое-то событие, в развивающей игре на планшете, просматривая ролик во время перелета. Поэтому и кванты информации должны быть меньше, чтобы учиться было удобно в любых условиях, лишь бы ученики хотели. Большую роль в сближении обучения и досуга играют инструментальные среды, интерактивные комплексы и приложения, которые моделируют самые разные ситуации. Например, специальные интерактивные тренажеры позволяют безопасно осваивать рисковые профессии. Без отработки на тренажере невозможно получить профессиональную квалификацию, например, летчика, водителя, хирурга.
Перенос активности на ученика приводит к формированию собственной образовательной траектории на основе осознанных интересов и целей ученика. Содержание индивидуализированного обучения удобно отслеживать виде карты, типа карты железных дорог. Каждая станция - небольшая тема, движение по карте отражает изученный материал и похоже на увлекательный квест. Для ученика заполнение карты отражает его личные особенности и помогает в выборе пути развития, а для внешних партнеров заполненный профиль карты является информативным образовательным цензом вместо традиционных дипломов и аттестатов.
Эффективное использование цифровых технологий невозможно без создания цифровой среды, которая позволяет интегрировать различные цифровые технологии в единой логике, обмениваться данными между разными информационными системами. Можно использовать отдельные цифровые технологии в отдельных фрагментах традиционного образовательного процесса, но по мере расширения такой работы учитель неизбежно столкнется с избыточными издержками ручного труда. Можно использовать единую цифровую образовательную среду во всей школе, что упростит использование цифровых технологий учителями, но оставит сложности при взаимодействии с внешними информационными системами. Можно построить общегородскую цифровую образовательную среду, формирующую правила работы в данном городе и даже в рамках всей страны, но они будут не способны учитывать внешние системы. Кроме того, способ построения больших образовательных сред влияет на эффективность и возможности всех участников процесса обучения.
Большие региональные информационные системы строятся в логике централизованных ресурсов. Школы принуждают пользоваться ими и отказываться от тех технологий, которые сами школы выбрали или даже разработали по собственной инициативе. Широкими возможностями и высоким качеством централизованные системы не могут похвастаться, и надежды на их быстрый рост нет, потому что чем больше система, тем сложнее ее эксплуатировать и развивать.
Как можно переломить такую грустную ситуацию?
Первый и важнейший аспект - мобилизация. Пора забыть об усилиях по закупке компьютеров для школы. Компьютеры сегодня нужны только для специфических задач, которым требуется повышенный ресурс, сложное вычисление, широкие экраны, много памяти. Для большинства задач образования достаточно планшетов и даже смартфонов, которые есть почти у всех учеников.
Значит, вместо закупки компьютера школе нужно озаботиться созданием беспроводной сети, установкой везде интерактивных панелей, сенсорных столов и проекторов с возможностью беспроводного подключения.
Вместо больших и громоздких универсальных информационных систем на все случаи жизни, которые трудно развивать и поддерживать в актуальном состоянии, строить гибкие модульные системы, которые легко модифицируются и заменяются. Важный критерий выбора - простота освоения и легкость замены на другую технологию. Сейчас путь легких, гибких наборных систем осложнен отсутствием стандартов обмена данными. Это самая острая проблема в развитие цифровой образовательной среды, которая и ведет к созданию централизованных информационных систем. В результате и конкуренция страдает, и государственные бюджеты, и качество работы систем, и бюрократизация не снижается. Необходимо создание таких стандартов, чтобы разные системы могли безболезненно обмениваться друг с другом данными.
Тогда можно будет реализовать несколько важных принципов:
- право выбора технологии тем, кто отвечает за образовательный процесс;
- возможность создания удобных информационных систем для учеников, в которых единым образом могла бы собираться необходимая для учебы информация из самых разных источников;
- необходимо применять при подготовке учебных материалов адаптированный под разные системы контент (чем гибче контент, который можно применять в разных технологиях, и чем удобнее организовать совместную работу с ним, тем лучше);
- ориентироваться на органичное объединение различных технологий.
Авторы статьи представили для всеобщего обсуждения свое видение эффективных способов применения информационных технологий в образовательном процессе и построении цифровой образовательной среды. Всеобщее применение этих принципов сформирует планетарную цифровую образовательную среду, которая позволит каждому ученику построить свою индивидуальную образовательную траекторию. И этот индивидуализированный сегмент будет органично взаимодействовать со всеми образовательными институтами и работодателями.