Когда в компании происходит цифровая трансформация, вводится продуктовый подход, в ней появляются владельцы продуктов (product owners). При этом руководители, которые эти процессы курируют, не всегда четко понимают, что именно и как должны делать владельцы продуктов.
1. Главная ответственность Product owner - достигать PnL за короткий ttm, как он это делает и в каком режиме - не столь важно
Владелец продукта может делать для этого что угодно, хоть голышом бегать, лишь бы получить результат.
Он может ничего не делать, а с PnL и Ttm все будет ок.
Это значит, что он хороший владелец продукта – он так хорошо все организовал, что может просто сидеть и наблюдать, как идет работа.
В корпорациях часто это вызывает дикое раздражение, потому считается, что владелец продукта должен работать с 9 до 18, он такой же работник, как все остальные. К нему выставляют стандартные требования.
Но по сути, настоящий Product owner работает больше, чем линейный сотрудник – по 12 часов в сутки, он втягивается в работу, работает за цель и интерес, а не за деньги.
2. Бизнес-роль "Product owner": оцифрованная деятельность и ответственности владельца продукта
Подход Neuromap заключается том, что владелец продукта делает все то, что входит в понятие его бизнес-роли.
У бизнес-роли «Product owner» есть:
конкретные артефакты
- бэклог спринта
- продакт вижн
- дорожная крата
- скоринговая модель
- и т.д.
Есть обязательные артефакты на каждой стадии работы над продуктом, рекомендуемые артефакты – это его продукты (артефакты)
Но главный - его продукт, продуктовая инициатива, которую он ведет.
Если он занимается разработкой дашборда, то этот продукт – дашборд, если это физический продукт - система датчиков, то система датчиков и т.д.
Также у бизнес-роли «Product owner» должны быть продуктовые практики:
- уметь проводить ретроспективу
- планирование бэклога
- рефайнить бэклог,
- делать груминг задач
- и т.д.
Также у роли «Продакт оунер» есть специфические знания:
понимание unit-экономики,
- VUCA
- Scrum
- Agile
- и т.д.
При этом бизнес-роль Product owner может развиваться, это гибкая, изменяемая конструкция, которая реагирует на изменения рынка и внутренние изменения в компании.
3. Владелец продукта должен быть вовлечен в тематику бизнеса
Почему в промышленной компании классно брать владельца продукта из производства, бизнеса – потому в противном случае придется ждать, пока Product owner из digital в него вникнет.
И не факт, что ему это будет интересно.
4. Владельцы внутренних и внешних продуктов - это разные роли
И важно понимать, что владельцы продуктов, которые работают с внутренними, корпоративными продуктами и внешними – это две разных бизнес-роли.
Внутренние, корпоративные продукты направлены на снижение затрат, cost reduction, а внешние предназначены для внешних пользователей.
Это разные типы предпринимательства – и владельцы продуктов в этих двух случаях должны быть разными.
- Рыночный Product owner может ничего не понимать про бизнес.
Он, возможно переизобретет его с нуля!
Но он должен разбираться в рынке, конкурентах, пользовательской, клиентской психологии, UX UI, и т.д.
Это даунстрим в промышленных компаниях - где есть заказчики, поставщики.
Нужно понимать, что такое платформы, удобный интерфейс.
- В случае внутреннего, корпоративного продукта удобный интерфейс не столь важен – все будут пользоваться, если будет распоряжение.
Значение приобретают уже другие моменты.
Развитие экспертизы Product owner и других продуктовых, цифровых специальностей в корпорациях во внутреннем корпоративном Центре экспертизы - здесь.
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.