О том, что такое стажировка водителей, зачем и кому она нужна, мы писали здесь. Отдельную статью мы посвятили водителям-наставникам: кто это, каковы их обязанности, как их правильно выбирать и документально оформлять.
Сегодня мы разберем другие важные вопросы, которые касаются стажировки.
1. Кто организовывает стажировку водителей?
Обязанность организовать стажировку лежит на работодателе, это прямо прописано в законе (ст. 225 ТК). То есть, если во время какой-то проверки или ДТП обнаружится, что водитель не прошел нужные инструктажи и стажировку, то отвечать будет именно работодатель.
Сами занятия со стажером проводят специалист по БДД (теоретические вопросы) и водитель-наставник (практика). Они же заполняют стажировочный лист и проводят итоговый зачет.
Если у вас в организации нет ответственного по БДД, то прочтите эту статью: Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам». Вполне возможно, что он вам нужен.
Если предприятие добровольно придерживается ГОСТа 12.0.004-2015, то в экзаменах еще участвует специальная комиссия по ОТ. Впрочем, большинство предприятий идут по простому пути: Положение о стажировке разрабатывается исключительно по правилам о БДД. Это вполне законно и, на наш взгляд, разумно.
2. В какие сроки проводится стажировка?
При приеме на работу для водителей обязательно проводят два инструктажа: вводный и первичный, и делают соответствующие записи в журнале инструктажей.
После этого, в течение месяца, надо начать саму стажировку. Сколько она должна занимать, решаете вы сами, ориентируясь на примерные сроки в законодательных актах.
Приказ Минтранса 59 говорит о том, что сроки устанавливает работодатель. ГОСТ 12.0.004-2015 дает «вилку» от 3 до 19 смен, в зависимости от программы стажировки.
На практике стажировка обычно длится от 3 до 7 смен. Это оптимальный вариант: и законы соблюдены, и не слишком долго.
3. Как составить программу стажировки водителей?
Программа стажировки содержит теоретическую часть (знание правил БДД) и практическую (навыки водительства). Разрабатывать ее придется самостоятельно, готовой — вот так, чтобы взять и применять — в открытых источниках нет.
В принципе, составить такую программу несложно. Откройте Приказ Минтранса от 28 сентября 2015 г. № 287 и найдите там Квалификационные требования к водителю нужной категории. Вот это и есть те знания и навыки, которые ваш стажер должен подтвердить.
Пусть ваш специалист по БДД составит на основе этого Приказа теоретическую часть программы, а водитель-наставник — практическую. Если стажировка предполагает получение принципиально нового опыта: например, перевод работника на новый маршрут или новый тип транспорта, это тоже надо отразить в программе.
4. Каковы основные этапы стажировки?
Этапов, как правило, несколько:
- проверка теоретической базы (стажеру задают вопросы по ПДД, правилам эксплуатации автомобиля и контролю технической исправности);
- практика без выезда в город, на ограниченной территории — чтобы проверить базовые навыки вождения;
- поездка по городу или маршруту без пассажиров или груза;
- поездка в реальных условиях: по городу или маршруту, с пассажирами или грузом, в сопровождении водителя-наставника.
Есть еще этапы документального оформления стажировки, о них мы писали здесь.