По любви или по привычке, но каждый август мы с нетерпением ждем выхода нового романа главного анахорета современной русской литературы. Ведь каждое произведение Виктора Пелевина напоминает обращение президента страны в ночь на 1 января, когда подводятся итоги уходящего года и строятся планы на будущее. «Непобедимое солнце» — это, как всегда, анализ тенденций и настроений в обществе за последнее время. Пока одни гадали, когда отменят режим самоизоляции, других мучал вопрос, успеет ли автор отразить в своей новой книге главное событие 2020 года — мировую пандемию. Что ж… Пора приоткрыть завесу тайны — увы и ах, коронавируса в романе нет: прозаик воспарил над злободневностью и сделал не просто главной, но главной положительной героиней реальную, лишенную каких-либо фантастических признаков женщину. Как вам такое?
Игнорирование со стороны Виктора Олеговича вирусной истерии многих расстроило. Говорят, Пелевин уже не тот, перестал успевать за реальностью. Другие обвиняют писателя в чрезмерной коламбурности: тридцатилетняя Саша цитирует практически неведомых ее поколению Вадима Зеланда и Бориса Гребенщикова, ностальгирует по запаху пионерлагерной кухни, которую чисто технически не могла застать, шутит про симпатическую и симпатичную магию. Но что здесь странного? Как бы сказала кэрролловская Алиса, Виктор Пелевин никогда не думает того, что говорит, и не говорит того, что думает, — ни в прежних своих текстах, ни сейчас.
«Непобедимое солнце» можно рассматривать как изящную пародию на «Есть, молиться, любить». И там, и там главная героиня отправляется в путешествие на поиски счастья. И если Элизабет Гилберт выбирает традиционное для духовных исканий место — Индию, то Саша неожиданно оказывается в Турции. А дальше — обычный Пелевин: десятки страниц остроумных диалогов и провокационных монологов о Black Lives Matter, ЛГБТ-активизме и феминитивах. За «разговоры» на сей раз отвечают сменяющие друг друга довольно безликие персонажи в диапазоне от «корпоративных анархистов» до первой в мире трансгендерной буддистской архатки, проповедующей неизбежность и благотворность страдания. Здесь критики заподозрили Пелевина в желании любой ценой сохранить привычный для читателя формат, а заодно зачем-то раздуть объем до немыслимых семисот страниц. «Чем меньше слов, тем вернее преодолеют они океан времени» — тем не менее в дилогии «Непобедимое солнце», как всегда у дзен-мастера, есть моменты прекрасной легкости.
«Разговорная» перегруженности ничуть не удивляет, а вот профеминистские мотивы практически повергают в шок: Саша Орлова — существо из плоти и крови, обаятельная, свободная, твердо стоящая обеими ногами на земле, решительная блондинка — вызывает безоговорочную симпатию не только у читателя, но и, похоже, у самого Пелевина. Что заставило Виктора Олеговича сменить свои жесткие антифеминистские взгляды на прямо противоположные? Многие уверены, что анти- и профеминистская повестка в прозе трикстера и главного шутника современности — не более чем шутовская маска, зыбкая проекция наших собственных ожиданий.
Ай да плут, ай да пройдоха! Дважды удивил! Ни вам коронавируса, ни фривольных юнцов! Браво!
Читайте эту книгу онлайн в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес. А для тех, кому больше нравится слушать, чем читать, у нас есть озвученная версия.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!