Есть такая замечательная повесть "Гулящие люди", написанная А.П. Чапыгиным в 1930-37 годах. Первый раз я прочитал ее где-то в году 1993, и с тех пор периодически снова достаю с книжной полки. Несмотря на то, что повесть писалась в советское время, в ней гораздо больше от исторического, авантюрного романа, чем какой-либо коммунистической пропаганды.
Чтобы не испортить впечатление, тем кто захочет прочесть повесть впервые, я не буду пересказывать здесь все ее содержание, а лишь обозначу общими мазками сюжет книги, и сделаю это с точки зрения современного обывателя, а не литературного критика.
Кратко о сюжете
Главный герой повести - Сенька (Семен), стрелецкий сын и коренной москвич. Семен развит не по годам, "ликом светл" и "базенькой" (смазливый). Благодаря своим внешним данным был совращен женой своего первого учителя грамоты. Чтобы выбить молодую дурь из головы, Сеньку отправляют вместе с монахом Анкудимом в Иверский монастырь на перевоспитание и обучение,
По пути Анкудим с Семеном пропивают все деньги по тайным кабакам . В монастыре Сенька попадает под влияние авантюриста Тимошки (Таисия), мечтающего стать царем, но не таким "как все, а справедливым".
Сенька мало, что еще понимает в окружающей действительности, но очень быстро учиться видеть несправедливое устройство феодальной Руси. Тем более,что Тимошка "прельщает" его "поносными" речами на бояр, патриарха и Царя.
Всего за несколько месяцев Семен научился "борзо читати", писать и считать, благодаря продвинутой системе Тимошки. Тимошка становиться для Семена гуру, мысли Тимошки становятся мыслями Семена, и он во всем желает походить на своего учителя.
Поэтому Тимошка легко подбивает его на грабеж усыпальницы монастыря. Ограбление проведено удачно, следы замаскированы, пожаром, но Тимошка предпочитает скрыться с "хабаром", кинув Семена, как слепого, неразумного щенка, под сыск монастырского начальства о грабеже.
Сенька схвачен и заточен в монастырскую тюрьму. Прослышав о пожаре и грабеже, в монастырь приезжает на разборки сам Патриарх вся Руси Никон. Сеньку вызывают на допрос к патриарху. Во время дознания малец приглядывается Никону своей силой и наивными, но правдивыми ответами.
Решив, что партии церкви нужны глупые и сильные парни, Никон забирает парня с собой на Москву в услужение в патриарших палатах. Сенька работает в патриаршем офисе на одной ставке, совмещая сразу три должности - мелкого порученца, прислуги и охранника.
Штат в личных апартаментах у Никона небольшой, поэтому фигура Сеньки становится значимой, если не среди бояр, для которых он "раб" и "холоп", то среди внутри кремлевской и московской обслуги. Он без пропуска бродит по ночной Москве и безнаказанно устраивает пальбу по бешеным собакам внутри Кремля.
В последствии, ему сходит с рук убийство простого парня при многочисленных свидетелях. Правда тот его тюкнул ножом в спину, но Семен был в бронежилете кольчуге и слава Богу все обошлось.
На одном из домашних пиров-посиделок патриарха на Семена западает Малка (Меланья), жена ближнего патриаршего боярина Никиты Зюзина. Зюзин имеет авторитет и пользуется доверием Никона, но главным образом не из-за личных качеств, а благодаря прелестям собственной жены.
Малка ночью после пира забирается в постель Семена и под угрозой обвинения в изнасиловании совращает парня. За постельной сценой в щелочку наблюдает Никон. Так Сенька впал в немилость патриарха, но все же оставлен на службе, т.к. храбро проявляет себя в отражении налета банды безместных попов, убив при этом своего первого человека - попа Калину.
В дальнейшем Семена ждет травля медведем на подворье Никиты Зюзина, смерть родителей от чумы и еще много других бед, невзгод и приключений. Из школоты-несмышленыша Сеньки он превратится в матерого бойца Семена, причем в непростого быка, а политически, идеологически и юридически подкованного человека.
Однажды обстоятельства приведут Семена на гос.службу, но в основном он будет вести жизнь гулящего человека, настоящего фрилансера 17 века, зарабатывающего на жизнь подработкой от случая к случаю, не платя при этом ни алтына налогов государству, и лишь при необходимости отдавая кровные копейки за какое нибудь мыто или проходной сбор.
Семен пройдет суровую, московскую школу жизни. Приобретет громадный опыт конспиративной работы, промышляя с бандой нищих. Будет стоять у истоков неудавшейся Медной революции (Медного бунта), разместив провокационный пост на общественном московском форуме (преслестное письмо на столбе на Красной площади)
Изучит изнутри бюрократическую систему Русского царства, служа стрельцом-подьячим на Ивановской площади. А также по случаю разовьет свои навыки кузнеца на Бронной.
И все это из-за горячего желания учится, познавать новое и неизведанное и принципу никогда не сдаваться. Не любовь к центральным властям порой засыпает внутри Семена, но извечная тяга русского человека к справедливости, толкает его к решению проблем силовым путем.
Тем более, что Семен умеет убивать. По ходу 2-х частей повести он отправит на тот свет больше 20 человек, и станет соучастником и организатором не одного и не двух преступлений, борясь за народное счастье.
Брильянтом его непростой карьеры станет организация побега целой тюрьмы в Ярославле и убийство местного упыря-воеводы. За этот подвиг Сенька станет есаулом (полевым командиром) у главного террориста и радетеля за справедливость той эпохи, Степана Тимофеевича Разина.
Достоинства
Повесть обволакивает читателя описанием быта и повседневной жизни бояр, дворянства и простого люда в царствование Алексея Михайловича Романова, по прозвищу "Тишайший". От таких слов, как "аксамитовый", "скорлатный", " епанча" и "сеунчи" на языке сам собой рождается вкус старорусского хлеба и бытия.
Пускай по-началу нужно будет лезть в словарь, который размещен в конце книги, это нисколько не отвлекает, а лишь удивляет насколько был разнообразен язык и быт той эпохи. А ведь мы порой забываем об этом и склоны обвинять наших предков в некоем примитивизме.
Про сюжет много говорить не буду, я сделал его набросок выше. Сюжет попросту хорош и добротен. Чапыгин заслужил множество похвал за "Гулящих людей", как от современников, так и от потомков.
Недостатки
Лично я вижу недостатки в "религиозных вставках" , т.е. в рассуждениях персонажей о Боге и божьем промысле. Эти куски довольно трудно и муторно читать, но без них никуда не деться, т.к. церковь и вера были неотъемлемой частью жизни русского человека 17 века.
Поэтому советую все же не пролистывать их, а прочитать хотя бы при первом прочтении, потому-что гарантирую, если вы прочтете "Гулящих людей" в первый раз, вы будете вновь и вновь возвращаться к этому замечательному произведению.
P.S.
У Чапыгина есть еще одна повесть написанная про данную эпоху - "Степан Разин", но советую все же начать с "Гулящих людей". Потому-что регулярные запои легендарного атамана начинают здорово напрягать ко второй половине книги. А это может вызвать у вас неправильное понимание мастерства исторической повести Чапыгина, которое в полной мере развернулось только в "Гулящих людях".
P.S.S.
Данная статья не в формате канала "Фронтир и Дикий Запад", но мне просто захотелось поделиться со свей аудиторией одной из моих самых любимых книг.