Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Неудавшийся Горбачев XV века. Митрополит Исидор и Флорентийская уния.

Исидор, митрополит Киевский.
Исидор, митрополит Киевский.

Наряду с такими сильными личностями как Филипп Колычев и Гермоген пожертвовавшими своими жизнями ради интересов народа среди русских митрополитов и патриархов фигурирует такая странная личность как митрополит Исидор – последний грек в сане митрополита. Дело впрочем, не в национальности, прежде византийцы-греки защищали интересы народа и государства на вверенной им Константинополем должности. Исидор печально прославился тем, что вприпрыжку подписал Флорентийскую унию и совершенно серьезно планировал проводить религиозную реформу, причем с политическим подчинением Московского Великого Княжества уже вконец ослабевшему Ватикану.

Предпосылки Флорентийской унии следующие. Византия находилась в критическом положении (до ее падения оставались считанные годы) и император Иоанн VIII Палеолог выступил с инициативой объединения церквей надеясь на военную помощь западных государств. Римского папу Евгения IV такое предложение разумеется обрадовало. Беда в том, что с политической точки зрения, такой шаг был безнадежным – римская церковь сама еще не преодолела раскол внутри себя, не все европейские католические государи признавали Евгения IV за римского папу. Был и еще один римский папа в те годы – Феликс V.

Иоанн VIII Палеолог.
Иоанн VIII Палеолог.

Иоанн VIII нашел поддержку идее унии в лице константинопольского патриарха Иосифа, зато других византийских иерархов этим двоим, образно выражаясь, пришлось гнать на Ферраро-Флорентийский собор пинками. Да и сам собор перенесли из Феррары во Флоренцию, подальше от границы, что бы особо упрямые византийцы не сбежали до его окончания.

А вот митрополит Киевский и всея Руси Исидор поехал с радостью. Его назначение на Русь император и патриарх продавили (в обход рязанского епископа Ионы) именно с целью продвижения идеи унии с Ватиканом. Выбор был удачен – красноречив (попросту болтлив), харизматичен и беспринципен, как собственно и известный персонаж нашего времени – Михаил Сергеевич Горбачев. Несмотря на то что Исидору удалось добиться признания и уважения Василия II Темного, к идее унии с католичеством ему склонить никого не удалось. Перед отъездом митрополит получил от Великого князя недвусмысленные «пожелания»:

«Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, — мы того не примем»

Исидор поклялся князю, что будет стоять за православие. И был самым главным поборником подписания унии, причем только в религиозном, но и в политическим контексте подчинения Руси Ватикану. Почти все византийские иерархи под давлением своих же императора и патриарха, подписали унию. Один лишь Марк Эфесский открыто выступал против соглашения, другие противники унии предпочли бежать, некоторые просто запугивались, в частности епископ Авраамий был заключен в темницу только так от него добились подписи. Самым «мягким» способом давления принимающий стороны был отказ от содержания православных иерархов в течении последних 5 месяцев, разумеется, ранее обеспечение это было оговорено в условиях.

Марк Эфесский.
Марк Эфесский.

Исидор же мало того, что подписал унию с энтузиазмом, так еще и требовал отлучения от церкви Марка Эфесского. Как бы то ни было 5 июля 1439 года была подписана. Византийцы возвращались домой в крайне подавленном состоянии и практически сразу, в большинстве, стали отрекаться от унии. Исидор же ехал на Русь с триумфом как победитель. За особые заслуги он получил сан кардинала с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро, звучит, то ли дело митрополит Киевский и всея Руси…

Кардинальская шапка по-видимому сильно нагрела Исидору голову, по пути в Москву он рьяно проводил службы как в православных храмах, так и в католических костелах, вызывая недоумение и неприятие у обоих конфессий. Трудно понять на что он рассчитывал, въезжая в Москву под сенью католического креста. Пожалуй, только замешательством и недоумением Василия II и его окружения (а в здравом ли уме новоиспеченное «его высокопреосвященство»?) можно объяснить, что Исидора посадили под замок не сразу, а лишь через 3 дня. Уния, разумеется было отвергнута Великим князем, через непродолжительное время и в самой Византии императором, который явственно увидел ее неприятие обществом.

Василий II Темный отвергает Флорентийскую унию.
Василий II Темный отвергает Флорентийскую унию.

Исидора, кстати, не собирались лишать сана. Его пытались убедить как в религиозной, так и в политической нецелесообразности принятия Флорентийской унии. Какой смысл Московскому княжеству было заключать союз с Ватиканом и при этом на подчиненных ролях? Вот тут Исидор проявил небывалую твердость. Будучи заключенным в Чудов монастырь, в Москве, он оттуда вскоре бежал (с ведома Великого князя, разумеется, к счастью для отступника у Василия II были отличные от Ивана Грозного метода борьбы с инакомыслящими), впрочем, только до Твери. Там он был арестован тверским князем и снова посажен в темницу, после указания Василия II освобожден и далее «бежал» уже без препятствий до Литвы.

Окончил свои дни сей неудавшийся предтеча Горбачева в Риме на хорошем счету в Ватикане и на хлебных должностях. Исидор продолжал считать себя митрополитом Киевским, по всей видимости, не видя никакой несуразности сопряжения этого сана с кардинальским званием, и даже передал митрополию своему ученику. Что на Руси, естественно, проигнорировали.

А Ватикан, нет-нет, да и по сей день напоминает московскому патриархату о некогда подписанной Флорентийской унии.