Духовный мир ненцев окутан тайной, а религиозная система довольно архаична. На Ямале они и по сей день ведут прежнюю кочевую жизнь, сохраняя старые верования и соблюдая обычаи предков. Однако молодёжь все чаще тянется к большим городам, предпочитая блага цивилизации традиционному образу жизни. Старожилы, видя такую тенденцию, не спешат передавать им сокровенные знания. Как итог – в скором времени мы можем полностью утратить даже те сохранившиеся крупицы знаний о религиозном культе народа, который зародился ещё в ту далёкую эпоху, когда человек был неотделим от природы.
Тем не менее, Ямалу удается сохранять свою самобытную языческую культуру, древний уклад жизни, традиции и обычаи. И важнейшее место в мировоззрении ненцев занимает шаманизм – одна из самых ранних форм религии, сложившаяся ещё в глубокой древности.
Шаман – самая таинственная и значимая фигура в мифах, легендах и сказаниях северных народов. Именно шаман – проводник и связующее звено между мирами. Он путешествует во времени и пространстве, в течение веков оставаясь единственным целителем и спасителем для людей, беззащитных перед силами природы.
Издревле к шаманам шли с просьбами и проблемами, к ним обращались за советом и наставлениями. К их помощи прибегали практически во всех жизненно важных ситуациях: болезнь, пропажа оленей, охота, промысел. Они хранили мудрость поколений, всегда готовы были выслушать и просто пообщаться, а в тундре, где человеку бывает одиноко, выговориться и получить поддержку от неравнодушного наставника порой жизненно необходимо.
Согласно религиозным убеждениям ненцев звание шамана – табедя – передавалось по наследству, и только по мужской линии. Однако наличие в роду шаманов ещё не гарантировало, что будущие поколения тоже ступят на эту стезю. Шаманом мог стать только избранный – не по собственной воле, а по выбору духов, и это был не столько дар, сколько тяжёлая ноша.
Ненцы верят, что определить шамана можно уже при рождении. У избранника духов на темени должна быть тонкая плёнка, символизирующая кожу, которой обтягивают бубен, или же особое родимое пятно, дающееся в детстве юному шаману вместо бубна.
Будущий шаман обязан пройти обучение у опытного и практикующего шамана. Ученик повсюду сопровождает своего наставника, помогает ему, присутствует на камланиях, запоминая шаманистскую теологию и священные призывания. Камлание – это ритуальные шаманские действия, способ общения с духами, сопровождающийся ударами в бубен и песнопениями.
Обучение может длиться до двадцати лет, его срок зависит от прилежности и способностей ученика. Во время учёбы шаман набирается опыта, приобретает специальные ритуальные атрибуты, которые помогают ему в общении с духами-помощниками.
Внешним проявлением звания шамана являлся его костюм. Каждая деталь в нём имеет свой смысл и выполняет определённое предназначение. У шамана есть бубен, который он приобретает на 7 году обучения. В это же время появляется и колотушка к нему. Ещё через пару лет, опять же с разрешения наставника, у бубна появляются специальные подвески. С помощью звуков бубна шаман обращается к миру духов.
Если у шамана помимо бубна с подвесками есть нагрудник, посох, обувь и корона – перед вами шаман в достаточно высоком статусе, который прошёл очень долгий путь обучения и достиг на этом пути совершенства. Ему позволено проводить множество ритуалов и обрядов.
Когда шаман умирает, его бубен специально разрезают и оставляют на месте погребения или неподалёку от него. Крайне редко бывает так, что шаман свой бубен передаёт кому-то по наследству.
Ненецкие шаманы делятся на три категории, в зависимости от того, какие функции они выполняют. Шаманы Верхнего мира «выду тана» общаются с Верховном божеством Нумом, лечат самые серьёзные болезни и умеют предсказывать будущее.
Шаманы Среднего мира «я нянгы» помогают при тяжёлых и затяжных родах, находят отбившихся от стада оленей и другие предметы. «Работают» такие шаманы поздним вечером, у горящего костра.
Шаманы Нижнего мира «самбдорта» – своеобразные проводники между миром умерших и миром живых. Это они ведают похоронным обрядом и сопровождают души умерших в загробный мир.
Отыскать сегодня настоящего шамана на просторах ямальской тундры практически невозможно. С их уходом будет безвозвратно потерян огромный пласт знаний о религиозных воззрениях и ритуальной практики ненцев. Единственный источник информации, доступный будущим поколениям – ненецкий эпос и фольклор, но и он представлен обрывками и фрагментами. Влияние современной культуры с её техническим прогрессом обрекает даже эти крупицы древнего наследия на полное забвение.
Сегодня шаманов осталось очень мало, но они есть.