Мы продолжаем прогулки с Татьяной Мавриной по нашему городу и пытаемся увидеть город её глазами.
Сегодня у нас на очереди - башни Троице-Сергиевой Лавры.
Вот что сама Татьяна Алексеевна писала о них.
Лаврские башни, увесистые, как у нас в Нижнем Новгороде, но больше изукрашены жгутами, полосами, окошками, с очень красивыми членениями, да еще такого розового цвета, как постный сахар или рябиновая пастила. Названия, как всегда, интересные: Луковая, Пивная, Уточья.
Т. Маврина. Из книги "Загорск. Рисунки и акварели"
Когда-то башни перекрасили в красный цвет. Именно тот период запечатлён на акварелях автора.
Пятницкая башня
Угловая башня, которая расположена на юго-востоке. Если стоять на площади лицом к Святым воротам, она будет слева. Пятницкую башню видно и с проспекта Красной Армии, по пути от Москвы, и с Блинной горы, и от Вечного Огня.
Особенно я люблю Пятницкую. Она хорошо вбита в землю, как бочка, обмотана обручами и надежно держит весь пейзаж: с горы, или с площади, или снизу из оврага.
Т. Маврина. Из книги "Загорск. Рисунки и акварели"
В те годы, что отражены на картине, вдоль Пятницкой башни теснились лавки и другие домики, создавали скученность и тесноту, отчасти уютную.
Во время осады поляками в 1608-1610 годах, в Смутное время, именно под эту башню поляки вели подкоп. Защитники Лавры, жители села Клементьево, Никон Шилов и Петр Слота, взорвали подкоп, пожертвовав своими жизнями.
И вновь мы видим те самые лавочки и магазинчики, что от Пятницкой башни спускались вниз, к подолу и брали чуть правее, к корпусу Пафнутьевских келий.
И посмотрите, по площади ездят сани, запряжённые лошадьми. И даже корову куда-то ведут, может и на продажу.
А там ещё же и спуск крутой. Было время, когда с него на санках, хохоча от удовольствия, неслись вниз радостные дети. Их слева мы и видим.
Но шло время и лошади перестали появляться на Красногорской площади. Им на смену пришли машины.
Уточья башня
Одна из двух башен, которая отличается, и очень сильно, от других своей архитектурой. Называлась она ранее Житничной. Может быть и потому, что сюда свозили в житницу, в закрома, окрестные крестьяне запасы для Лавры. Вот и на картине ниже мы видим подводы, что взбираются вверх. А может и на площадь едут. Но датировка стоит 1944 год. Время военное.
Называлась башня ещё и Красной. Говорят потому, что первая была выкрашена в красный цвет. Кстати, эта башня сейчас единственная красного цвета.
На акварели ниже - вид со стороны Кукуевской слободы, с улицы им. 1-й Ударной Армии. Мы уже писали, что многие держали коз тогда. Так и соседствовала деревня и город почти в центре города. Дама в пальто и шляпе слева, она ведёт беседу со своей модной подругой. И мужик, что тянет коз за собой.
А вот башня уже со стороны Красногорской площади. Приехали крестьяне на торг, может торгуют с телеги, а может и продали уже. И мужичок с котомокой, хитро ухмыляясь, идёт домой, довольный покупками. И две тётки с авоськами. Наверное, наступила в лужу, запачкалась одна из них. А вторая аккуратно выбирает место, куда ступить.
И мы очень хорошо видим на макушке башни уточку, что намеренно выписана автором. Есть версия, что название своё башня получила именно потому, что уточка на ней. Но есть и другая легенда. Говорят, что Пётр I любил стрелять с это башни уток на Белом пруду, потому башню так и назвали, и уточку водрузили сверху.
Плотничья и Каличья башни
Две башни, которые охраняют монастырь с Северо-Запада. Каличья башня та самая, вторая башня, которая по архитектуре отличается от всех остальных. А у Плотничье башни было и такое название - Оружейная, ибо там хранилось оружие.
Каличья же башня стоит над Северными воротами Лавры, к которым ведёт широкая дорога. Если пройтись по ней и свернуть налево, то можно выйти к Уточьей башни (она как раз видна чуть левее вдалеке). А там уж рукой подать до Красногорской площади.