В предыдущей статье мы одним глазком глянули на добрых богов из серии игр «The Elder Scrolls» и нашли некоторые соответствия между ними и богами традиционных мифологий. Не пугайтесь словосочетания «традиционная мифология», оно всего лишь указывает на принадлежность к древним мифам, первым и чистым, ещё не переосмысленным и не переработанным. В этой статье поговорим о даэдра, злых богах.
Краткая справка
Для тех, кто мало знаком с серией и мировоззрением, кратко обозначим, кто такие даэдра. Даэдра - это огромное число богов, обитающих в Обливионе, но желающих отхватить себе чуть-чуть от Нирна. Существуют младшие даэдра и Принцы; последние чаще всего попадаются на пути героя, а первые могут иногда помогать в битвах. С Принцами даэдра опасно иметь дело: многие хитры и эгоистичны, а потому жизнь очередного поклонника ни в грош не ставят. Хотя у главного героя (см. довакин) есть выбор: помогать или пойти против воли Принца.
Азура
Её называют богиней зари и заката, Лунной Тенью, Матерью Розы и Королевой Ночного Неба. Часто изображают в виде красивой женщины в платье, держащей месяц и звезду. Они являются символами даэдра, и многие считают привилегией владеть Звездой Азуры или кольцом Луна-и-Звезда. Герой в «Daggerfall», «Olivion», «Skyrim», «Online», если выполнит просьбу даэдра, получит артефакт богини и заслужит её благосклонность.
Символы Азуры совпадают с символами йотуна Мани из скандинавской мифологии. Мани - это бог месяца, он управляет ходом звёзд. В иных мифологиях также есть боги Луны, например, древнеегипетский Ях, шумеро-аккадский Син, японская Цукиёми.
Азура одна из «добрых» даэдра: она заботится о чувствах своих поклонников, её беспокоит их отношение к ней.
Боэтия
Даэдра мщения (он же Принц Заговоров, Королева Теней, Принц Воинов) может представать как существо мужского пола, так и женского. Традиционно изображают в виде воина с поднятым оружием (секира или меч). В его ведении находятся обманы, распри, тайные сговоры и предательства. Поэтому нет ничего удивительного, что даэдра благосклонен к изменникам и лукавым людям.
В играх задания даэдра связаны с пролитием крови и свершением мести, за их выполнение герой получает меч Золотая Марка или особенную Эбонитовую кольчугу, которая отнимает у противника здоровье.
Функции Боэтии совпадают с функциями скандинавских асов Вали и Видара, богов мщения, однако их мщение справедливо, совершено по закону «око за око». В мифологии важно, чтобы деяния были честными, ведь боги следят за вами и карают при малейшем проступке, например, древнегреческая богиня Немезида и эринии (в древнеримском варианте - фурии). Но если первая жаждет справедливости, то вторые, подтачиваемые ненавистью, требуют мук и страданий.
Клавикус Вайл
Эдакая золотая рыбка этот ваш Клавикус Вайл. Но он не только исполняет желания, но и дарует силы, создаёт договоры, выгодные, к сожаленю, только самому даэдра. Этим он и опасен. Если его обхитрить, он вознаградит дважды или вовсе оставит без награды. Например, в «Skyrim» герой помогает питомцу Клавикуса добраться до хозяина, однако хитрый даэдра не сразу соглашается принять заблудившуюся собаку и предлагает сделку. Когда герой приносит желаемый Топор Скорби, даэдра решает испытать довакина и ставит условие: убить собаку, с которой герой прошел половину провинции, и забрать Топор или отдать его Клавикусу Вайлу. Первый вариант развеселит даэдра, второй опечалит, однако он все равно наградит героя своей маской.
Его второй артефакт, Горькая Чаша, играет такую же злую шутку, как сам даэдра: он повышает значение лучшей характеристики и понижает значение худшей. После использования исчезает, прямо как Священный Грааль.
Клавикус похож на скандинавского Локи, бога огня, лукавства и обмана, несмотря на их разные функции: Локи не исполняет ничьи желания.
Мерунес Дагон
Имя даэдра разрушения и силы – Мерунес Дагон. Он повелевает стихийными бедствиями, огнём, а его сила заключается в уничтожении, изменении и революции.
В игре «Oblivion» даэдра является главным антагонистом, именно он начал так называемый Кризис Обливиона, войну между Тамриэлем и армией Мерунеса Дагона. В «Skyrim» даэдра действует через Сила Весула, даэдрапоклонника. Герою нужно найти части Бритвы Мерунеса, кинжала, позволяющего мгновенно убивать противника. Чтобы соединить части, требуется благословление даэдра, который прикажет убить Сила Весула. Если согласиться с предложением, даэдра дарует целый кинжал, если отказаться, он разгневается и пошлет воинов. Однако, выбрав первый вариант, вы всё равно будете сражаться с его войнами.
Мерунес по функциям похож на индийскую тёмную Кали, богиню разрушения, на скандинавского великана Сурта, положившего начало разрушению мира. Внешне он также похож на двух этих богов: у Мерунеса две пары рук, как и у Кали, даэдра такой же огромный и, возможно, такой же красный, как и Сурт.
Имя Дагона отсылает к одному из финикийских богов земледелия и рыбной ловли, а также к мифическому существу пантеона, созданного Говардом Лавкрафтом.
Мефала
Паучиха, Пряха, Бог-Паук, Чёрные Руки и т.д. - двуполое божество, заведующее искусством вообще и искусством убийства в частности. Ему подвластны секреты и тайны. Мефала становится сильнее с каждым убийством, совершенным в её честь. В играх она дарует герою Эбонитовый клинок, питающийся кровью и наделяющий обладателя злостью.
Изображают Мефалу с четырьмя руками, ожерельем из черепов и высокой прической, что внешне напоминает индийскую богиню Кали.
Молаг Бал
Молаг Бал – даэдра, порабощающий разум смертных. Множество имен описывают его негативные черты: Бог Интриг, Отец Чудовищ, Повелитель Бед, Король Насилия, Господин рабов, Принц Гнева и Пожинатель душ. Его изображают в виде полубыка, полурептилии, а рога и вывернутые назад колени напоминают чёрта из христианского бестиария.
Молаг Бал является отцом клана вампиров: он предложил сделать людей бессмертными, а взамен потребовал обязательство в вечной верной службе. В «Skyrim» герой встречается с представителями клана и принимает или отвергает дар Молага Бала. Чтобы получить Булаву Молага Бала, в почти каждой части из серии герою требуется убить неугодного для даэдра человека, пролить его кровь.
Молаг Бал сходен с ханаанскими богами Молохом и Баалом, которым приносили человеческие жертвы. Правда, как мы уже писали в другой статье, Молох и Баал изначально не считались демонами, а обозначали богов вообще.
Ноктюрнал
Ноктюрнал – даэдра тьмы. Она повелевает ночью и сумраком, тайнами и подозрениями, т.е. тем, что трудно понять, постичь. Её обычно изображают в виде женщины с капюшоном на голове и двумя птицами на руках. Эти птицы олицетворяют ночь и таинственность, символизируют Соловьев, отряд тайной стражи Ноктюрнал.
Её артефакты - Лук теней и Скелетный ключ - могут оказаться в руках героя и сделать его неуловимым. Первый позволяет быть невидимым и быстрым, а второй открывает любые двери.
Как имя, так и функции Ноктюрнал сходны с греческой богиней Нюктой. Женщины облачены в чёрные одежды, их символами являются птицы: у Нюкты это сова.
Сангвин
Сангвин – даэдра веселья и разгула. Он любит приходить в мир смертных, чтобы позабавиться их слабостью к алкоголю и сладострастию. Выглядит как рогатый демон с кружкой в руке.
За выполненное задание даэдра герой получает легендарный артефакт Розу Сангвина. Этот посох позволяет призвать младшего даэдра, чтобы тот помогал в сражении. После многократного использования Роза увядает, как настоящий цветок, и исчезает, тогда в Обливионе вырастает новая.
Сангвин похож на греческого бога виноделия Диониса (Вакха): оба бога любят веселье и вино. В индийской мифологии богини Варуни и Сура отвечают за опьянение и вино. Фригийский верховный бог Сабазий, которого изображали в виде мужчины с рогами, наступающим на баранью голову, близок даэдра Сангвину.
На этом пока всё. В следующий раз обратимся к другим даэдра, их образам и роли в играх, сравним их с божествами из традиционных мифов.
Спасибо за внимание! Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на канал! :-)