Ташкент, суббота 21 августа 1920 года, вокзал.
- Молодые люди, пожалуйста, уступите Ваши места! - сказал незнакомец лицеистам Петру Львову и его другу, которым было 15 лет от роду, и которые совершали свое первое путешествие в Древнюю Бухару, а точнее, в Эмираты Бухарские. Очень хотели посмотреть на достопримечательности Бухары, на Дворец Эмира, на Базар, осмотреть весь город.
Пётр ехал вместе со своим другом, сыном узбекского министра. Папа друга купил мальчикам билеты, чтобы ребята смогли провести два дня за границей в Бухарских Эмиратах. В это время неторопливо прошел обычный контроль и таможенный. Проверили у всех билеты и визы в паспортах. Все было в порядке. Поезд отправился в путь длиной почти 600 километров. Скорость поезда на этом участке дороги составляла не более 36 км/час. Ехать до Бухары целых 15 часов!
Петя Львов удивился. Возмутился и, показав свой билет и билет товарища, в дерзкой форме решительно сказал незнакомцам:
- Мы занимаем места согласно купленным билетам и никуда не уйдем.
Незнакомец в нерешительности остановился, потоптался на месте, достал дорогой портсигар и, вынимая сигарету, размял ее. Медленно вышел в тамбур к двум своим коллегам.
Спустя несколько минут к мальчикам подошел один из взрослых, коренастый с пышной шевелюрой и произнёс:
- Я Петерс. Прошу освободить места.
Петя Львов, принимавший участие в защите города Янгиюль от белогвардейского мятежа вместе с папой - Василием Львовым, сразу понял, с кем они сейчас имеют дело.
В памяти еще были свежи события месячной давности, жуткие картины белогвардейского мятежа под руководством англичан. Отец, открыв настеж окно в ресторане, разместив в нем пулемет Максим, строчил очередями по подступающим к ресторану юнкерам... Петя подавал ему ленты с патронами, быстро вскрывал коробки, готовил новые ленты,бегал под пулями на пункт выдачи патронов и приносил ящики с пулемётными лентами. Про себя он горько сказал, что был такой же как Гаврош...
Он знал, что в это время Временным Председателем ВЧК был назначен Яков Петерс. Петерс также возглавлял и ташкентскую ЧК. 7 июля 1920 года, уже после подавления белогврадейского мятежа и заявления Дзержинского об отставке, Петерс постановлением Совнаркома был назначен временным председателем ВЧК. 22 августа после возвращения Дзержинского Петерс был утвержден его заместителем. В 1920—1922 годы Петерс также выполнял обязанности члена Туркестанского бюро ЦК РКП (б), полномочного представителя ВЧК в Туркестане, а с июля 1920 года Петерс чрезвычайный комиссар в Туркестанской республике.
Петя и его друг молча встали и неторопливо вышли в тамбур. Всю остальную часть пути, долгие 14 часов, они ехали стоя в тамбуре и думали о том, куда направятся сразу по приезду.
Эту историю, которой через несколько месяцев исполнится ровно 100 лет, мой дедушка Петр Васильевич Львов рассказал, со всеми подробностями, ровно пятьдесят лет назад.
После того, как я нашел ей многочисленные подтверждения из официальных источников я решился ее опубликовать.
Продолжение следует.