Анализ больших данных помогает прогнозировать поведение клиентов, повышать продажи, выявлять мошенников и предотвращать аварии на производстве. Расскажем, как можно использовать большие данные в разных сферах и покажем кейсы big data от реальных компаний.
Big data в промышленности: предсказание аварий и оптимизация производства
Предиктивная аналитика. Сейчас на производстве часто внедряют IoT-системы: устанавливают датчики на оборудовании и в помещениях, а потом анализируют собранные ими данные. Эти данные и есть big data, их можно использовать для мониторинга состояния оборудования, моделирования производственных процессов, выявления и предотвращения сбоев.
Например, у «Газпром нефти» сбоил автоматический перезапуск насосов после аварийного отключения электричества. Разобраться в проблеме помогли большие данные. Аналитики собрали 200 миллионов записей с контроллеров систем управления, проанализировали их, смоделировали события и выявили неожиданные причинно-следственные связи. В итоге сбои удалось прекратить.
Снижение стоимости продукции и оптимизация производства. Если собрать много данных о работе станков, проценте брака и каждом этапе производства, а потом их проанализировать, можно понять:
- при каких условиях чаще всего происходит брак;
- на какие этапы производства тратится больше всего времени и почему;
- какие тесты продукции малополезны и не дают новой информации;
- как можно оптимизировать и ускорить работу на отдельных этапах;
- как использовать меньше расходных материалов.
Все это помогает уменьшить издержки и снизить стоимость производства, а значит, повысить прибыль.
Например, компания Intel производит процессоры. Перед поставкой в магазин каждый процессор должен пройти примерно 19 000 тестов — это долго и дорого. Анализ данных всего производственного процесса помог понять, какие тесты избыточные. В итоге на них удалось сэкономить около 30 миллионов долларов.
Поиск новых месторождений. При добыче природных ресурсов месторождения часто приходится искать почти вслепую. Однако с помощью анализа больших данных можно обнаруживать закономерности, изучать состояние почв, наличие подземных пустот, температуру пород — и таким образом эффективно искать перспективные месторождения, сравнивая новые участки с уже известными аналогами.
Так, ООО НПЦ «Геостра» занимается обработкой и интерпретацией больших объемов данных, полученных в ходе поиска нефтяных месторождений. В качестве пилотного проекта на облачную платформу Mail.ru Cloud Solutions перенесли геофизическое ПО для обработки высокоплотных геофизических данных. Проект оказался успешным: облачные вычислительные мощности справились с поставленной задачей.
Big data в логистике: планирование грузоперевозок и оптимизация маршрутов.
Планирование грузоперевозок. В логистике на перевозку товаров влияет много разных факторов: загрузка складов, пробки на дорогах, состояние парка машин, расположение автозаправок. Если собрать все эти факторы вместе, сопоставить их и проанализировать, можно эффективнее планировать маршруты и время доставки, чтобы избежать простоев транспорта.
Например, компания ПЭК запустила Центр управления перевозками на базе big data. Это помогло им прогнозировать загрузку 189 складов по всей России на месяц вперед и планировать маршруты грузового транспорта.
Сокращение времени доставки. Учет разных факторов перевозки товаров помогает не только планировать грузоперевозки, но и сокращать время доставки: выбирать самые короткие маршруты, избегать пробок и трудных участков пути, экономить бензин.
Например, в логистике есть «проблема последней мили» — она стоит примерно 28 % от общей стоимости доставки. Так происходит, поскольку водителю приходится заезжать во дворы, искать парковку, останавливаться и разворачиваться.
В службе доставки DHL решили это исправить. Они стали анализировать «последние мили» и оптимизировать маршруты, собирая данные с дорог и GPS. В итоге им удалось сократить время на доставку и снизить расход топлива.
Big data в ритейле: персональные предложения и оптимизация выкладки товаров
Повышение продаж. Информация о поведении клиентов в магазине или на сайте — это большие данные. На их основе можно предполагать, что именно люди будут покупать, и использовать это для повышения продаж:
- предлагать подходящие сопутствующие товары во время покупок;
- устраивать акции и скидки на товары, актуальные в это время для большинства клиентов;
- рассылать персональные скидки и предложения, например, предлагать молодым мамам скидки на детские товары;
Например, онлайн-ритейлер Amazon использует большие данные для системы рекомендаций товаров. Их система основана на машинном обучении — она учитывает поведение других покупателей, ваши предыдущие покупки, время года и десятки других факторов.
В итоге 35 % всех продаж в Amazon генерируют рекомендации, а 86 % пользователей сервиса утверждают, что рекомендации влияют на их решения о покупке.
А в сети супермаркетов «Лента» работает система лояльности — анализируются данные о покупках клиента, после чего ему предлагают персональные скидки. Например, система может понять, что вы сели на диету, и предлагать вам скидки на диетические продукты.
Оптимизация выкладки товаров. Для расположения товаров на полках тоже можно использовать большие данные: анализировать предпочтения покупателей, информацию об ассортименте, форму и цвет упаковки, чтобы повысить продажи.
В сети магазинов «Карусель» внедрили систему умной выкладки товаров. Она собирает данные, анализирует их и потом подсказывает продавцам, как сформировать витрину. Судя по отчетам, выкладка эффективна — продажи удалось увеличить на 5–10% в зависимости от товарной категории.
Big data в финансах: оценка платежеспособности и повышение качества сервиса
Оценка платежеспособности. Банкам важно выдавать кредиты только тем, кто точно сможет их вернуть, чтобы не понести убытки. Анализ больших данных помогает анализировать платежеспособность клиентов и оценивать риски.
Например, Mastercard работает не только как платежная система — она собирает данные, которые помогают выявлять неплатежеспособных контрагентов, не возвращающих кредиты. Mastercard предупреждает финансовые организации, что с этими организациями не стоит вести дела.
Улучшение клиентского сервиса. Big data в банках также используют для того, чтобы делать клиентам персонализированные предложения. Это как в интернет-магазинах, только в качестве «рекомендуемых товаров» выступают банковские продукты и услуги.
Так, Альфа-Банк собирает данные обо всех своих клиентах. Затем с помощью анализа и сегментации делит их на группы. Например, клиент раз в неделю покупает подгузники или детские смеси, значит, скорее всего, у него есть ребенок. И можно предложить кредит или бонусную программу на детские товары.
Big data в HR: наем сотрудников и предупреждение увольнений
Наем сотрудников. На начальном этапе найма сотрудников часто требуется отсеять тех, кто мало заинтересован в работе или совсем для нее не подходит. Эту задачу можно решать с помощью больших данных: собирать информацию о кандидатах и резюме, выявлять в них закономерности, использовать эти данные для разработки скриптов или обучения роботов и нейросетей.
Например, компания Stafory разработала робота-рекрутера Веру. Он умеет сортировать резюме, обзванивать сотрудников, распознавать голос и выделять наиболее заинтересованных кандидатов. Компании уже используют робота для подбора персонала. В частности, Вера помогла PepsiCo заполнить 10 % от необходимых вакансий.
Оптимизация HR-стратегии. Компании часто анализируют поведение клиентов, и по тем же принципам можно анализировать поведение сотрудников: отслеживать эффективность их работы, переработки, признаки усталости или выгорания.
В Google есть отдел People Analytics, который анализирует большие данные, связанные с поведением сотрудников. У них есть несколько успешных кейсов применения big data:
- Еще в 2002 году в компании проанализировали работу тысяч менеджеров и создали «8 стратегий поведения менеджеров Google». Сейчас стратегии регулярно дополняют и используют при найме и обучении сотрудников.
- Аналитики постоянно отслеживают поведение и состояние сотрудников: сколько они зарабатывают, часто ли задерживаются на работе, насколько эффективны. На основе этого принимают решение о дополнительных выплатах или продлении отпусков.
- Специальные алгоритмы предупреждают, что конкретный сотрудник в ближайшее время захочет уволиться. Это помогает менеджерам вовремя среагировать.
Big data в медицине: прогноз заболеваний и сбор данных о пациентах
В медицинской сфере большие данные в перспективе можно использовать для диагностики и лечения, большинство интересных проектов пока находятся на стадии разработки или тестирования, но есть и уже реализованные.
Прогнозирование заболеваний. Если собрать достаточно данных о пациентах, можно делать предположения о том, чем они больны сейчас или могут заболеть в ближайшее время.
Так, в детской больнице Торонто внедрили проект Artemis. Больничная система собирает и анализирует данные по новорожденным — она каждую секунду анализирует 1260 показателей. На основе этих данных система может предсказать нестабильное состояние ребенка, чтобы ему смогли вовремя помочь.
Ведение базы пациентов. У многих пациентов длинная история болезни, которая часто хранится в разных больницах и у разных врачей. Чтобы увидеть полную картину, нужно собрать данные в единую базу. С помощью технологий big data можно не только организовать такую базу, но и настроить в ней удобный поиск и аналитику.
Например, в Массачусетской больнице общего профиля создали систему QPID, которая собирает электронные данные о пациентах и быстро предоставляет нужную информацию: и пациентам, и врачам. К примеру, пациент может посмотреть информацию по своей болезни: анализы, диагнозы, снимки, назначенные лекарства. А врач может увидеть информацию о хронических заболеваниях и прошлом лечении.
Big data в образовании: помощь в выборе курсов и предотвращение отчислений
Помощь в выборе курсов. В образовании проекты big data помогают студентам с профориентацией: анализируют их способности и помогают выбрать направление обучения и будущую профессию.
Так, в американском университете Остин Пии разработали рекомендательную систему подбора курсов. Она собирает данные об успеваемости, находит «похожих» студентов, и на основе этого подбирает курсы для конкретного человека. Предсказания устраивают студентов в 90 % случаев.
Предотвращение отчислений. В США из университетов отчисляются 400 тысяч студентов в год. Чтобы решить эту проблему, в Университете Содружества Виргинии проанализировали данные об отчислениях и построили алгоритм, который выявляет студентов в группе риска.
Система оповещает, когда студент становится проблемным. И тогда с ним работают индивидуально, например, предлагают перевод на другой курс или помощь репетитора. По итогам семестра число студентов, закончивших курс, увеличилось на 16 %.
Big data в маркетинге: повышение прибыли и привлечение клиентов
Создание коммерчески успешных продуктов. Большие данные о поведении клиентов помогут предсказывать спрос и позволяют до вывода продукта на рынок понять, будет ли он успешным.
Например, такие технологии использует Netflix. Этой платформой для просмотра фильмов и сериалов пользуются более 150 миллионов человек. В компании анализируют поведение клиентов: какие сериалы они смотрят, какие бросают, какие моменты перематывают. Это помогает лучше понимать психологию зрителей и грамотно рекомендовать им новые сериалы.
Еще Netflix анализирует поведение зрителей, чтобы снимать успешные сериалы и эффективно их продвигать. Например, перед созданием «Карточного домика» в компании проанализировали 30 миллионов сценариев, 4 миллиона зрительских оценок и 3 миллиона поисковых запросов.
Таргетированная реклама и снижение стоимости привлечения клиента. Big data помогает лучше настраивать целевые аудитории и показывать таргетированную рекламу более точечно.
Например, ритейлер Ozon использует большие данные для таргетированной рекламы и рекомендации товаров. Для этого на сайте и в мобильном приложении собирают логи пользователей — фиксируют всё, что они просмотрели, пролистали, на что кликнули. На основе данных составляют прогноз: планирует ли пользователь покупку, товар какой категории, скорее всего, его заинтересует. Релевантные товары показывают в таргетированной рекламе.
Также в Ozon тестировали полки рекомендаций для различных товаров. Пользователей разделили на две группы: для первой рекомендации вручную составили эксперты, для второй — собрали автоматически на основе данных логов. В итоге во второй группе продажи оказались в 10 раз ваше.
В компании Nestle Purina начали использовать платформу для сбора данных о клиентах. Они проанализировали поведение покупателей и выделили в отдельную категорию людей, которые недавно искали в интернете щенков. С помощью таргетированной рекламы в Facebook этим клиентам показывали товары для щенков. Благодаря такому подходу конверсия выросла на 300%, а стоимость привлечения клиента снизилась на 90%.
Перспективы big data
Сейчас почти все крупные компании используют большие данные: собирают их, анализируют, применяют в связке с другими технологиями. По данным отчетов, рынок big data будет расти на 12,3 % в год, чтобы к 2027 достигнуть 105,08 млрд.
Сейчас с big data в основном работают крупные предприятия — они занимают около 60 % рынка. Но по оценкам экспертов, сегмент средних и малых предприятий до 2027 года тоже будет расти, со временем большие данные перестанут быть прерогативой больших компаний.
Для работы с большими данными необязательно строить свою инфраструктуру и тратить деньги на ее обслуживание. Можно арендовать готовое решение в облаке. Например, платформа Mail.ru Cloud Solutions позволяет хранить, обрабатывать и анализировать данные, используя в том числе машинное обучение и инструменты визуализации. При этом вы платите только за используемые вычислительные мощности.
Автор: Елена Шпрингер
Источник: https://mcs.mail.ru/blog/zachem-vam-bolshie-dannye-primery-ispolzovaniya-big-data
Что почитать по теме:
Технологии big data: как анализируют большие данные, чтобы получить максимум прибыли
В какие технологии инвестирует ритейл: новое исследование Forrester
Пакетная обработка данных: как ускорить работу с big data в десятки раз