В начале 21 века наша страна по разным причинам сильно отстала от запада в области разработки и производства БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) и различных дронов. Развал СССР сильно ударил по предприятиям ВПК и радиоэлектронной промышленности, казалось, что мы отстали навсегда и ничего уже не изменить. Но Россия - страна, крайне непредсказуемая и как показывает история, что бы не случилось, мы всегда встаём и продолжаем идти вперёд, не смотря ни на что.
В последние 5 лет Россия серьёзно продвинулась вперёд в сфере БПЛА, казалось, только вчера еле освоили маленькие разведывательные «игрушки», которые походили на радио модели из авиамодельного кружка, а уже сегодня демонстрируем тяжелый реактивный БПЛА С-70 «Охотник» или практически готовый к принятию на вооружение БПЛА класса MALE «Орион» с взлётной массой более тонны, который сейчас проходит испытания в Сирии.
Но речь сегодня пойдёт про очень серьёзный аппарат с взлётной массой в 6 тонн и с дальностью полёта в сумасшедшие 10000 км, это тяжёлый БПЛА «Альтиус-РУ».
Тактико-технические характеристики.
Как и в БПЛА "Орион" данный проект использует (БРЭО) концерна КРЭТ и в состав бортового оборудования входит: аппаратура инерциальной спутниковой навигации (БИНС), радиолокационная система с АФАР бокового обзора, система диагностики бортовых систем, система автоматического управления, (ИУС) информационно-управляющая система на базе АРМ и станция оптической видовой разведки с оптико-электронной системой.
На борту имеется бортовой вычислитель, работающий на процессоре КОМДИВ-64 и 16 ядерный NeuroMatrix NMC3 от НТЦ "Модуль". В качестве программой платформы используется ОС реального времени, с возможностью использовать ИИ (искусственный интеллект). "Альтиус" - первый отечественный БПЛА, который управляется по спутниковой связи, что обеспечивает дальность управление практически без ограничений.
Силовая установка.
На БПЛА установлены два турбированных дизельных двигателя RED-A03/V12 мощностью 500 л.с. компании RED Aircraft GmbH (основана русским мигрантом Владимиром Райхлином) и производится в Германии по заказу холдинга «Финам». Данный агрегат попал под санкции и поставка прекратилась, однако представители RED Aircraft успели передать документацию и уже в 2021 году данный агрегат будет производиться силами ОКБ М. П. Симонова. Хотя не исключено применение полностью отечественного агрегата ВК-800С.
Лётные характеристики и вооружение.
Практический потолок 12 км, полезная нагрузка до 2 тонн (гражданский) и 1 тонна (ударный). Взлётная масса 5 - 7 тонн (зависит от версии), крейсерская скорость 150-250 км/ч.,продолжительность полёта до 48 часов на дистанции 10000 км. Размах крыла впечатляющий - 28.5 метров, а длина машины составляет 11.6 метров.
Изначально "Альтиус" не предназначался для ударных целей, проект "Альтаир", он же "Альтиус, был разведывательный и предназначался для патрулирования северных границ России. Но с 2019 года проект решили переделать в разведывательно-ударный и работы по вооружению БПЛА будут завершены в 2021 году. Скорее всего, номенклатура вооружения будет схожа с проектом "Орион", однако не исключено применение вертолётных ПТУР и фугасных авиабомб КАБ-50Л, КАБ-20С, ФАБ-100, КАБ-100 или ракеты Х-50.
Разработкой аппарата занималось ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ имени М. П. Симонова), которое выиграла тендер МО на создание БПЛА взлётным весом до 5 тонн в 2011 году. Но уже в 2018 году гендиректор ОКБ имени М. П. Симонова Александр Гомзин был арестован за хищение средств и проект был почти закрыт.
Машину спас «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), которому МО передало все наработки и чертежи БПЛА "Альтиус" и тот справился с задачей, подняв машину в воздух 20 августа 2019 года, а уже через неделю МО поставило задачу новому предприятию организовать серийное производство к середине 2021 года.