В 1992 году режиссер белорусский режиссер Виталий Дудин снял один из первых совместных проектов независимых Белоруссии и России - телевизионных художественный фильм "Прощальные гастроли" по сценарию известного советского драматурга Юлиу Эдлиса. Фильм о четырех актрисах одного провинциального театра, который едет на гастроли в Москву. Судьба свела их в одном купе. Все четверо связаны между собой своими личными отношениями с главным режиссером театра Львом Никитовичем Лукомским. Этот персонаж не появляется в кадре, но даже будучи за кадром, он пятый главный герой этого фильма.
Все действие разворачивается в течение одного дня, когда героини едут на гастроли, и одного дня, когда они с этих гастролей возвращаются опять же в одном купе. Играют наших героинь Людмила Гурченко, Нина Усатова, Ольга Остроумова и Светлана Рябова. Без преувеличения можно сказать, что это одни из лучших ролей в их биографии. Смотришь на них и понимаешь, что при наличии великолепного драматургического материала наши советские актеры и актрисы могли творить шедевры при самом минимальном бюджете фильма.
Вот и этот фильм один из последних маленьких шедевров советского кино, к сожалению, мало кому известный. Это маленькая трагедия, разыгранная в тесном купе пассажирского поезда в течение 70 минут. Очень редко встречаются драматургические произведения такой насыщенности за столь небольшое экранное время. За час с небольшим авторы фильма и исполнители главных ролей рассказали историю жизней пяти человек со всеми их трагическими и комическими подробностями.
Время действия фильма - начало 80-х годов. Провинциальный театр из города, находящегося в 4 часах от Москвы, отправляется туда на гастроли. Что-то перепуталось, и в одном купе оказались четыре актрисы театра, которые никак не должны были там встретиться.
Нина Владимировна давняя соратница главного режиссера Льва Никитовича Лукомского. Еще с довоенных времен, когда он возглавлял молодежную театральную студию, и выпустил громкую премьеру за три недели до начала Великой Отечественной войны. После начала войны Лукомский ушел добровольцем на фронт, провоевал все четыре года в пехоте. А Нина Владимировна закончила разведшколу и была заброшена в тыл врага. Из всей их театральной студии только она и Лукомский остались в живых. В 1948 г. Лукомского резко раскритиковали за один из поставленных им спектаклей и отправили из Москвы в глухую провинцию. И Нина Владимировна следовала за ним из театра в театр. Как Счастливцев и Несчастливцев. Всю жизнь она любила Лукомского, и он любил ее, но никогда между ними не было близости. Самая старшая из квартета главных героинь. Мудрая и умная.
Вера - это бывшая первая жена Лукомского. Она не имеет театрального образования, пять раз поступала в театральный вуз, да так и не поступила. В начале 50-х Лукомский взял ее в театр из народной самодеятельности на главные роли доярок, ткачих, т.е. "человека из народа". Певунья и плясунья с осиной талией- вот такой она была тогда. А сейчас председатель месткома, выращивает на своей даче яблоки. И никаких ролей.
Это вторая бывшая жена Лукомского. После смены театральной концепции героини из "простого народа" были уже не актуальны. Требовались лирические героини с тонкой душевной организацией и морем переживаний. Поэтому на главные роли в театре вышла бывшая ученица Лукомского Женя Щипалина. Тонкая. нежная, беззащитная, совершенно беспомощная в бытовом плане натура. Лукомский оставил Веру и женился на Жене. Но со временем и Женин типаж перестал быть актуальным. И молодых героинь ей играть поздно, а старух рано. Поэтому ролей в театре для нее практически нет, и остается коротать в одиночестве время с пятью кошками.
А это третья, в настоящее время законная жена главного режиссера, прозвище в театре "мадам". "Новый тип женщины — деловая, знает себе цену, самостоятельная, ей не счастья надо, а довольно и победы. Победительница — так она о себе думает. Таких героинь нынче принято выводить на сцену." Хваткая, знающая цену всему и всем, она сделает все для того, чтобы ее муж наконец-то получил признание в столице. И в этом должны помочь московские гастроли.
Вот такой серпентарий из двух бывших жен, одной действующей и над ними небожительница Нина Владимировна, собрался в одном купе.
Да и Нина Владимировна не очень жалует новую жену Лукомского. Роль Гараниной первоначально должна была играть Элина Быстрицкая. Но снявшись в значительном количестве сцен, она через месяц после начала сьемок неожиданно уехала из Минска, где снимался фильм, в Москву и больше не вернулась. Видимо, произошел какой-то конфликт.
Режиссер продолжил съемки с остальными актрисами. И после того, как все было снято, на роль Гараниной пригласили Людмилу Гурченко. И свою роль она играла без партнерш, находясь одна перед камерой. Поэтому в фильме очень много крупных планов и практически нет средних. Не знаю, как бы сыграла Быстрицкая, но кто бы мог сыграть эту роль лучше Гурченко или хотя бы приблизиться к ее уровню, не представляю. Но при монтаже в фильм включили и небольшой отснятый эпизод с Быстрицкой.
Всю дорогу в Москву главным предметом обсуждения наших героинь является человек, которого они все, несмотря на все его прошлое, продолжают любить. Дуэт двух бывших жен в исполнении Усатовой и Остроумовой - это просто фейерверк актерского мастерства. В этой части фильма они солируют в квартете главных героинь. Все пространство маленького купе занято ими. Светлане Рябовой достается маленький кусочек на краешке пассажирской полки. А Людмила Гурченко, как присела у окна, так держит там "оборону", пытаясь своей житейской мудростью и правами "примы" театра, урезонить разошедшихся подруг в их нападках на "мадам".
Нина Владимировна - это вообще "ночная совесть" Лукомского. Когда-то Лукомский сдался перед нападками властей, стал конформистом. А Нина не может ему этого простить, хотя и любит. Она осталась идеалисткой. И поэтому очень критически воспринимает все,что создает Лукомский, но не может его бросить в память о том, что их осталось всего двое от довоенных студийцев.
Вот так в совместных подколках и подковырках героини и доехали до Москвы. Там с успехом прошли их гастроли, и они опять вчетвером возвращаются в одном купе из Москвы домой. А дальше мелодрама с элементами комедии уступает место трагедии. По секрету Виктория сообщает остальным, что Лукомскому сделано предложение возглавить московский театр. И Женя и с Верой понимают, что это конец их жизни. С собой в Москву Лукомский их не заберет. И у Нины Владимировны "устали ноги за ним вприпрыжку бегать".
Нина Владимировна глубоко разочарована, Женя рыдает, только очень сильная Вера не показывает своей боли. И ведь никто его из них не осуждает. Всех их он в свое время использовал, переехал и переломал их жизни, но они ни одним словом не упрекнут его. Они все отдали ему, он идет дальше, а они остаются позади.
И это еще не самое трагическое. Наступает кульминация фильма, очень достойно завершающая этот прекрасный фильм.
А в телеграмме той сообщалось, что Лев Никитович Лукомский скончался в Москве от инфаркта. Вот такой трагический финал. " Ах, зачем ему была нужна эта Москва. Никому еще не удалось повернуть вспять, чтобы сердце не разорвалось",- говорит в финале Гаранина. Всю жизнь изгнанный в 1948 г. Лукомский пытался вернуться в Москву, изменял себе, подстраивался под конъюнктуру, ломал судьбы близких людей, и в итоге, почти достигнув цели, скончался. Оставив после себя пепелище нескольких женских судеб.
И маленький музыкальный бонус. В конце фильма звучит "Журавль" армянского композитора Комитаса в исполнении Лусинэ Закарян.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.