Найти тему
CRM Клиентская База

Меньше споров, больше дела: как чайная церемония делает совещания продуктивными?

Оглавление

В бизнесе встречи руководителей проводят в формальной обстановке. Все максимально серьезно и по-деловому. Со временем участники напоминают героев басни Николая Крылова «Лебедь, рак и щука» — все спорят друг с другом и не могут договориться. Директор CRM «КБ» Евгения Ложешник изменила подход к деловым встречам с помощью простой детали — чая, и вот что получилось. 

С чего все началось 

В моей жизни был такой период, когда я сильно увлеклась работой. Для бизнеса это отлично — можно достичь колоссальных успехов, а для здоровья — плохо. Из-за бешеного ритма в бизнесе руководителю запросто выгореть и растерять энергию. 

Первый симптом выгорания — нет сил реагировать на кризисные ситуации, а их с каждым разом становится все больше. В бизнесе вообще на все нет времени, и руководителю нужно постоянно куда-то бежать. Это сильно изматывает.

Когда я поняла, что приближаюсь к стадии выгорания, решила остановиться и оглядеться. Мне стало интересно, как и чем живут другие люди, далекие от бизнеса. Так получилось, что меня как раз пригласили на чайную медитацию — это был необычный опыт. 

-2

Скажу сразу, я человек приземленный, и ко всем подобным вещам отношусь скептически. Чайная медитация стала для меня просто способом расслабиться. Основная ее задача — настроить всех участников встречи на одну волну. У нее есть даже свой ритуал:

  • аромат чай нужно обязательно вдохнуть до и после заваривания;
  • заваривать нужно мягкой водой и не кипятком, дать заварке настояться минут десять;
  • разлить чай по маленьким чашечкам и пить небольшими глотками;
  • через 20 минут слить воду, если осталась в чайнике и залить свежую.

У каждого восточного народа свои традиции по завариванию чая, но я стала изучать именно китайскую чайную церемонию. Ради этого, даже съездила в Китай, чтобы вживую посмотреть, как китайцы заваривают чай. 

Китайцы считают, что чай раскрывается с каждой новой чашкой, поэтому настаивать его необязательно. Наливать чай стоит с большой высоты, по поверью — так вода заряжается энергией.     

Я увлеклась этой техникой и решила привнести ее в нашу корпоративную культуру. Если для того, чтобы все были на одной волне и могли стать более продуктивными — нужно просто всем вместе выпить чай, почему бы не попробовать. 

Почему чай

У чай дает мягкий тонизирующий эффект. Он также бодрит и поднимает настроение как и кофе, только не так сильно влияет на желудок, кишечник и кровеносную систему. В составе чая есть алкалоиды — теин, теобромин и теофиллин. Они запускают кислородный обмен в организме и повышают мышечный тонус. Хороший чай это как энергетик на минималках.   

-3

Еще один плюс в его пользу — чай содержит антиоксиданты, которые снижают уровень сахара в крови и удерживают гормоны стресса на нужном уровне. Чай не стимулирует организм вырабатывать столько кортизола, как кофе. А значит, можно сохранить продуктивность в течение всего дня. 

Помимо всех его «химических» качеств, чай сам по себе настраивает на уютную атмосферу на психологическом уровне. Чай это ассоциация с семьей, домашним застольем и приятными эмоциями. За столом люди реже спорят и ссорятся — это заложено на подсознательном уровне. Поэтому когда на совещании все садятся за стол и выпивают по чашечке чая, они по умолчанию настроены позитивно. 

Как заваривать чай для совещания 

Главное отличие русского чая от китайского — в заваривании. Больше 20 минут держать листья в кипятке нельзя. Чай нужно либо выпивать, либо сливать. Переливание только помогает чайным листьям. Поэтому китайцы пьют чай из маленьких чайников и чашек — так проще не передержать заварку и выпить чай полностью.

-4

Чтобы с помощью чая настроить всех участников совещания на одну волну — пить его нужно из маленьких чашек. В бизнесе все привыкли бежать, а такой подход помогает замедлиться и наслаждаться напитком. Пока человек наслаждается чаем, делает маленькие глотки, он постепенно наполняется энергией и позитивными эмоциями. Он успокаивается. 

Старший специалист отдела техподдержки, Тимур Жданов:
«Когда на столе впервые появился чайник — было и странно, и приятно. Стало сложно быть серьезным, появилась какая-то более дружелюбная атмосфера».  

Чайник может быть любым — от стеклянного до керамического. Класть нужно в него столько ложек заварки, сколько человек будет за столом. Воду стоит наливать из фильтра, мягкую и очищенную, тогда вкус чая будет естественным и не изменится под воздействием жесткой воды. 

Под каждое совещание стоит выбирать свой тип чая. Например, пуэр — тонизирует, улун — бодрит, китайский зеленый — успокаивает, расслабляет. 

Как это работает 

Совещания руководителей в компании CRM «Клиентская база» проходят по пятницам с утра. Я подготавливаю чай, заношу его в кабинет и разливаю по чашкам. Участники встречи берут свои чашечки и приступают к обсуждению серьезных вопросов. 

-5
Заместитель директора, Ксения Власова: 
«Маленькие, но приятные традиции всегда привносят душевность в рабочие будни. 
Пятничное совещание самое длинное, мы обсуждаем, чего добились за неделю, ставим цели, делимся идеями. Как в любой компании, бывает, что что-то получается не так, как хотелось. За чашечкой чая мы разбираем все, с чем столкнулись за неделю, делаем выводы и принимаем управленческие решения. 
Традиция чайных церемоний появилась недавно, всего несколько недель назад. Но формат встреч изменился. Мы как одна большая семья, стали ближе, всегда нацелены на компромисс и прежде всего результат — стало меньше споров и разногласий, больше позитива, улыбок, легких решений».

Раньше не было ни одной встречи, чтобы кто-то да и не спорил друг с другом. Теперь руководителям проще вести диалог. Они настроены на то, чтобы выслушать, послушать и обсудить задачи. По времени такое совещание ничем не отличается от обычной деловой встречи, проходит даже быстрее — меньше споров, больше дела и принятых решений. А это хорошо сказывается на бизнесе и взаимоотношениях в коллективе.   

***

Не бойтесь экспериментировать. Одна маленькая деталь способна полностью изменить подход к работе в целом. В бизнесе полезно замедляться, оглядываться по сторонам и находить иные, порой даже нестандартные решения. Привносить их в свою корпоративную культуру, чтобы затем создать здоровую атмосферу в команде. 

А какие вы необычные традиции добавляете в свою корпоративную культуру?

Еда
6,93 млн интересуются