Начитавшись, что из Марселя в средние века призывали жителей в Париж, чтобы навести там порядок; что это один из самых криминальных городов Франции, я ожидал увидеть стандартные жилые застройки, грязь грузового порта – в общем, ничего хорошего.
А оказавшись в Марселе я почувствовал, что это был мой город.
Во-первых, в русском языке Марсель – мужского рода, а во французском – женского. Город воспринимается проще и симпатичнее, если помнить об этом. Город находится на широте Сочи, и также защищен холмами от материка, поэтому у него почти такой же климат: зимы обычно мягкие с постепенной весной и душным летом. Только осень в Марселе очень дождливая, то есть бархатного сезона не ждите. Нам повезло – весенний город встретил нас теплым солнечным днем.
Круизные лайнеры останавливаются почти в центре города. Портовые автобусы довозят тебя до проходной и рядом остановки метро и трамвая. Если идти вдоль набережной, через десяток минут дойдешь до остановки туристических автобусов. Город большой, расположен на холмах и без автобусов просто не успеешь все посмотреть.
Форт Святого Никола, который охраняет вход в старый порт почти не виден за лесом яхт.
Зато, когда автобус объезжает Старый порт, город предстает во всей красе.
На берегу куча маленьких бухточек и пляжей. Большинство французов еще греются на солнышке в куртках
Но кто-то уже смело гуляет по воде (для наших моржей: температура около +15С. Я понимаю, для нас это температура воды в Калининградской области летом. Но для них – это очень холодно).
Кстати, эти бухточки называются каланками и выглядят они очень живописно.
Почему здесь установлен монумент африканским армиям мне было непонятно, пока я не прочел историю собора Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre-Dame de la Garde). Об этом поговорим позже.
Известность замку Иф принесли узники Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» (который никогда не существовал) и Железная Маска (который там никогда не был).
Но замок был действительно тюрьмой с конца XVI века по XIX, где содержались персоны, представлявшие опасность для Франции.
Но когда его построили (в 1524-1531 годах) форт использовали для обороны Марселя с моря.
Красивые виды нужны не только, чтобы строить тюрьмы на островах, но и виллы вдоль берега
А это общий вид на острова
Так и хочется процитировать: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…»
Он позирует перед туристами или работает?
Пока едем вдоль моря и вдоль вилл, краткая история Марселя.
Говорят, город под именем Массалия был основан около 600 лет до нашей эры, был независимой республикой под строгим управлением Рима. Во время конфликта Цезаря с Помпеем Великим, город «поставил не на ту карту». В отместку за это он был разорен Цезарем, лишившись своих колоний и флота.
Быть окраиной империи Марселю пришлось до Х века, когда он возродился стараниями герцогов Прованса. А тут и крестовые походы вовремя подвернулись – порт снова заработал на полную мощь, отправляя рыцарей на землю обетованную.
В 1481 году Прованс и Марсель вошли в состав Французского королевства.
Я всё гадал, откуда мы научились красить дома только со стороны улицы. Гляди-ка и во Франции есть подражатели (или учителя?).
Автобус отворачивает от моря и узкой дорогой пытается подняться на высоту в 160метров к собору. Но силы его кончаются где-то посередине холма и половина пути приходится подниматься пешком. Раньше здесь работал фуникулер. Построенный еще в 1892 году он был закрыт в сентябре 1967 года «из-за нерентабельности», перевезя за 75 лет более 20 миллионов пассажиров.
Сейчас модно делать канатные дороги и в 2016 году было решено построить канатную дорогу аж от Старого порта. Она должна была быть построена в 2019 году. Вы видите панораму города и не одной опоры канатной дороги! Мэрия третий год решает, откуда же дорога должна начинаться.
Собор называется Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre-Dame de la Garde). Местные жители называют этот собор La Bonne Mère (Добрая Мать), считая ее хранительницей города.
Собор был построен сравнительно недавно, в 1853-1864 годах на фундаментах часовни (1214) и церкви (1536). Более подробная история собора будет ниже. А для начала приведу несколько цифр. Квадратная башня/колокольня имеет высоту 41метр. На ней построена круглая колокольня в 12,5 метра, на которой установлена позолоченная статуя Девы Марии с Младенцем высотой в 11 метров.
Извините за много букв дальше, но история этого храма настолько интересна, что я не поленился перевести французский вариант Википендии об ней (в русском варианте информации минимум).
Сегодня это самое посещаемое туристами место Марселя.
Во-первых, отсюда открывается очень живописный вид на Марсель и гавань.
С тех пор форт стал желанной, но бесполезной игрушкой. Уже в 1585 году лидер Провансалькой лиги де Винс хотел захватить Марсель и занял форт, чтобы отсюда город обстрелять артилерией. Но захват не удался и сообщники были казнены. В 1594 году очередной желающий (Шарль де Казаулкс) захотел стать хозяином форта. Он посылает двух священников, чтобы совершить мессу в церкви. Под рясами они пронесли оружие и убили капитана форта. Но «недолго музыка играла». Победители были выгнаны из форта собственными солдатами уже через полтора года.
Губернаторы форта менялись как перчатки. В 1642 пост губернатора форта занимал Жорж де Скудери, более известный как романист, который чаще жил в городе, чем в форте. А охрана форта была на это время возложена на скромного сержанта по имени Николас. В очередной раз, теперь подкупом этого сержанта в 1650 году, решили поднять восстание в Марселе.
30 апреля 1790 года форт захватили патриоты-революционеры, которые под предлогом посещения мессы зашли в форт и опустили подъемный мост для нападавших. С 1793 года религиозные сооружения были заброшены и богослужения прекратились. Серебряная статуя Богородицы с утварью были переплавлены, а ценные вещи: картины, скульптуры, предметы культа – были проданы на аукционе. Последний аукцион прошел 10 апреля 1795 года, а церковь, которая стала достоянием государства, арендовал бывший капитан корабля Жозеф-Эли Эскарамань. Он был роялистом и чудом избежал гильотины за то, что поставлял пушки и винтовки не тому, кому надо. Это спасение от гибели стало причиной глубокого поклонения перед Девой Марией, которой традиционно поклонялись марсельские рыбаки. Он просит разрешения открыть церковь для богослужения. После долгих согласований церковь открывается в сентябре 1800 года. Но она пуста! Всё продано и разграблено.
Уже старый Эскарамань в 1807 году покупает на аукционе деревянную статую XVIII века Богородицы с Младенцем из монастыря, который находился в Марселе, но во время революции был снесен. Скипетр Девы, пропавший во время революции, был заменен букетом цветов. Новая серебряная статуя (благодаря пожертвованию 3000 франков, сделанному герцогиней Орлеанской) была сделана в 1837 году после эпидемии холеры в городе. А «Дева с букетом» была перемещена в алтарь склепа.
Колокол был изготовлен в 1845 году по подписке и весит 8,234кг. По равнине его перевозит повозка, запряженная шестнадцатью лошадями. А при движении на холм были добавлены еще десять. Двое суток 26 лошадей затаскивали колокол на холм и еще два месяца его поднимали на колокольню.
Обратите внимание и колокол и статуи были на месте раньше существующего собора.
Теперь прихожан было много, а церковь была маленькой – необходим был большой собор. Разрешение на его постройку могли дать только военные, потому что церковь находилась внутри форта. Запрос в военное министерство был подан в 1850 году. А разрешение на строительство военный министр дал 5 февраля 1852 года. Это значит, что форт окончательно теряет военное значение, потому что собор занимает всю площадь форта.
Святое руководство церковью собралось 30 декабря 1852, чтобы решить, каким сделать собор. Пять голосов получил проект в неоготическом стиле и пять голосов – за римско-византийский. Решающим голосом стал голос викария – так второй собор в Марселе получил нео-византийский стиль.
Закладка собора состоялась 11 сентября 1853 года. Была проведена государственная лотерея, но она принесла прибыли меньше, чем ожидалось. Строительство несколько раз останавливалось.
Только 4 июня 1864 года собор был освящен кардиналом Виллекуром в присутствии еще 43 епископов. В 1866 году была завершена квадратная колокольня и был установлен колокол (который, как помните, привезли еще 11 лет назад).
Наконец, в 1867 году был сооружен цилиндрический постамент, предназначенный для статуи Богородицы.
Статую сделали из меди методом гальваники (совершенно новая технология для того времени), что позволяло получить безупречное воспроизведение и прочность. Из-за трудности подъема и установки статуя была сделана из четырех частей: железный шпиль в центре являлся ядром винтовой лестницы, которая служила опорой для статуи и обеспечивала жесткость конструкции.
Статую установили и освятили в сентябре 1870 года.
Но отделка храма продолжалась: строительство главного алтаря и мозаик хора было закончено в 1882 году. А в 1884 году вспыхнул пожар, который уничтожил и алтарь и мозаики. Была повреждена также и серебряная статуя Богородицы. Только через 15 лет, в 1897 году были доделаны мозаики и другое внутреннее оформление храма и была в первый раз позолочена статуя Богородицы.
Во время Второй Мировой войны немцы построили на скалах казематы. Первому батальону 7-го алжирского стрелкового полка и 2-му батальону 3-го алжирского полка было приказано захватить холм Нотр-Дам-де-ла-Гард пехотой, без использования авиации и артиллерии. Использовались два танка, которые сразу же были подбиты, но, один из них успел пару раз пальнуть. От этих выстрелов у немцев погибает унтер-офицер, который стрелял из огнеметов.
В общем, католический храм был освобожден солдатами-мусульманами из африканской армии.
(Википендия это трактует как свидетельство космополитичности Марселя. Мне, однако, кажется, что французы сами не полезли под огонь немцев и послали на это дело мусульман.)
Вот этим африканским армиям посвящен монумент на набережной. Посмотрим еще раз
Внутри храм поражает своими мозаиками. Мозаика на потолке (общая площадь около 1200 м2) выполнена мастерами из Венеции. Каждая панель содержит около 10,000 мозаичных плиток на квадратный метр.
Обратите внимание, в алтаре, за скульптурой серебряной Богородицы, в медальоне корабль в бурном море. На парусе этого корабля монограмма Богородицы. Этот круглый медальон помещен в центре роскошного декора с листвой и тридцать две птицы.
Большой купол украшен мозаикой, изображающей четырех ангелов, поднимающих с земли к небу венец из роз, который они предлагают изображенной Деве Марии в виде ее монограммы.
Каждая боковая часовня посвящена святому (три с правой и три с левой стороны). Алтари всех шести часовен похожи - они делались по единому проекту одним архитектором.
Но вот что отличает этот храм от других – это множество свечей и подарков, чтобы поблагодарить, когда человек получил пользу от этой благодати. К потолку подвешиваются небольшие суда со снастями и с их именами – они представляют тех, кого Мать Христа спасла от жестокого кораблекрушения или укрыла, вызвав ярость пиратов и корсаров.
Обратили внимание на мраморные доски и картины на стенах часовен?
Мраморные плиты – это тоже в память событий, когда помогла Дева Мария. Большинство из этих плит датируются второй половиной XIXвека, потому что революция разгромила всё, и святые не помогли. Картины – это уже о почти современной истории: кораблекрушения, пожары, автомобильные и железнодорожные аварии. Сюда же приезжают и спортивные команды, чтобы отблагодарить за победы.
Места стало недостаточно и последние памятные доски уже располагаются на стенах террас собора.
Извините, что я вас загрузил текстом. Но в российских источниках о соборе и его истории говорится очень мало.
Я хотел, чтобы было понятно, почему этот собор стал символом Марселя.
Мне не хватило времени побродить по собору, полностью «почувствовать» его дух. До обидного мало я сделал фотографий. Но ничего – есть стимул вернуться обратно.
Мне пора возвращаться к автобусу и продолжим в следующий раз.
О других городах и достопримечательностях этого круиза:
1. Отплытие
2. Мальта
3. Корфу
4. Катаколон (Олимпия)
5. Пирей (Афины)
6. Афины
7. Крит
8. Мессинский пролив
9. Рим
10. Генуя
11. Метро Генуи