Старые тексты вдохновляют современность на новые тексты, ничуть не хуже первых. А когда новые тексты изобилуют старыми, украшенными фантастическими или фэнтезийными конфетти, получается либо прелесть, либо ужас. Посмотрим на серию игр «The Elder Scrolls» как на метатекст, опирающийся на множество источников.
Мировоззрение
Мировидение народов похоже на мифологическое: люди верят в существование изначальной пустоты, из которой появился вселенная, различные планы, боги, существа. Раз игровой мир в принципе фантастический, нет ничего удивительного, что герой путешествует по планам и встречает божеств.
Первобоги, Ану, порядок, и Пандомай, хаос, соединились и создали два типа богов: аэдра и даэдра, или, как бы сказали христиане, ангелов и демонов. Аэдра творили мир, а даэдра отказались участвовать в сём мероприятии, а потом постоянно совали свои носы в дела земные. В результате вселенная Аурбис была поделена на три части: Этериус, где жили аэдра, Обливион, где царствуют даэдра, и Нирн, располагающийся между первыми двумя частями и заселённый смертными.
Миф о сотворении мира напоминает мифы реальных народов, например, о слиянии шумерских богов Апсу и Тиамат или возникновение великана Имира от искр Муспельхейма и льда Нифльхейма. Игровое мироустройство напоминает мир в видении древних скандинавов: согласно Старшей Эдде, девять миров соединены Мировым древом Иггдрасилем. При этом Этериус - это Асгард, Обливион - Хельхейм, а Нирн - Мидгард.
Акатош
Главным богом является Акатош (Алкош, Ауриэль, Алдуин, Сатакал, Тартааг и др.) – бог-дракон времени. Он пожертвовал своим бессмертием при создании мира смертных и даровал людям Амулет Королей, который защищает Нирн от вторжений из Обливиона.
Его величайшим творением считается дракон. Некогда на континенте Акавир появилась разумная раса драконов, которая позже распространилась по всему Нирну и установила свою власть над людьми. Война драконов (конец Меретической эры), вспыхнувшая из-за недовольства смертных, положила конец превосходству драконов. Люди овладели мастерством Голоса, Ту'ума, благодаря вмешательству богини Кинарет и изгнали драконов из своих земель.
В образе бога-дракона прослеживается дихотомия: Акатош-богочеловек и Акатош-богодракон. Акатош породил драконов, первым и величайшим среди которых был Алдуин, Пожиратель Мира. Образ этого дракона сливается с образом его «отца», как отмечается в игровой книге «Дихотомия Акатош-Алдуин». То есть Акатош – это бог, даровавший место для жизни смертным, волшебное оружие (лук и щит), и дракон, поглощающий души для восполнения сил. Его двойственную натуру демонстрирует и алтарь: меч указывает на его антропоморфные качества, дракон – на анимические.
В традиционных мифологиях можно встретить похожую дихотомию, когда главный бог пантеона становится и добрым, и злым одновременно: Шива (другие воплощения: Бхайрава «ужасный» и Вамадева «прекрасный бог») в индийской, Один (другие имена: Бёльверк «злодей» и Сигфёдр «отец победы») в скандинавской, Зевс (его описывают эпитетами Эрехфей «разрыватель» и Милихий «милостивый») в греческой мифологиях.
Аркей
Его считают богом жизни и смерти. Он отвечает за смену времен года, за цикл человеческой жизни - рождение и смерть. Его функции сходны с функциями скандинавских норн, древнеримских парок (дев судьбы), которые начинают и обрывают нить жизни.
Дибелла
Образ богини связан не только с красотой, но и искусством, любовью и дружбой, т.е. чувствами. Алтарь Дибеллы имеет форму лилии, знака богини, который она держит в своих руках на статуях, картинах, фресках.
В мифологиях разных народов также встречаются богини красоты: Афродита в греческой мифологии (если рассматривать её как богиню красоты), Фрейа в скандинавской, Баст в египетской мифологии (если рассматривать её как богиню женской красоты), Лакшми в индийской мифологии (если рассматривать её как воплощение красоты и грации). Функция дара вдохновения Дибеллы может быть сопоставима с функцией муз греческой мифологии.
Мара
Мара – богиня любви и сострадания, покровительница женщин, матерей, семей. Её благословления просят при проведении свадебного обряда. Алтарь Мары выглядит как женская голова, от которой в разные стороны протягиваются лучи, символизирующие женское тепло и любовь. Статуя богини напоминает изображения Богородицы на иконах: смиренность и благочестивость.
В функциях Мары прослеживаются сходства с функциями тех же богинь, что были указаны для Дибеллы. Если древний человек не отделяет красоту и вдохновение от плодородия и сохранения домашнего очага, то в виртуальной мифологии чувства и быт находятся по разные стороны. Возможно, сказывается современное мировоззрение.
Имя богини созвучно славянской Маре, богине смерти, однако больше между ними нет никаких сходств.
Юлианос
Джулианос (Юлианос) считается богом мудрости и логики; он покровительствует тем, чья жизнь связана с математикой, законом, языком и историей. Его алтарь похож на равнобедренную пирамиду, правильную, совершенную для точных наук; на её боковых сторонах нанесены геометрические фигуры, образующие выверенные узоры.
Если рассматривать Джулианоса, как бога справедливости, то можно найти его сходство с греческой богиней Фемидой, богиней правосудия и закона. Олицетворение мудрости и знания также можно отметить в образе богини Снотры скандинавской мифологии.
Зенитар
Богу торговли и труда поклоняются те, кто занимается ремеслом, кто нуждается в удаче. Алтарь Зенитара выполнен в форме наковальни, которая олицетворяет труд, рождающий изделие, и труд, дающий деньги.
Образ Зенитара сходен с образом греческого Гермеса, бога торговли и богатства: они покровительствуют трудящимся, одаривают деньгами и помогают в заключении сделок.
Кинарет
Силе богини неба и ветра подвластны ветер и дождь, последний из которых возник, когда Лорхана (тот самый, что предложил создать Нирн) лишили божественных сил. В нордской мифологии её имя звучит как Кин, богиня является дарительницей знания Ту'ума. Символом Кинарет является летящая птица, на алтаре она запечатлена в виде сверху.
В славянской мифологии можно найти аналог Кинарет, им является Сварог, бог ветра и неба. Богиня соответствует богу ветра Вата индийской мифологии и богу дождя Чак мифологии майя. Отметим, что египетская богиня неба Нут не подобна Кинарет, поскольку небо в египетской мифологии ассоциируется с космосом и рождением.
Стендарр
Богом милосердия в игровом мире называют Стендарра. Он несет в себе функции бога сочувствия, покровителя больных и нищих. Его символом является опрокинутая чаша или рог, означающие изобилие, благодать, нисходящие на всех.
Сострадание представлено в облике китайской богини Гуаньинь, спасающей людей от бед и мучений.
У всех перечисленных аэдра есть братья и сёстры в традиционных мифологиях. Это ничуть не бросает тень на разработчиком, мол, они ничего не знают - дёрнули богов из мифов. Это лишь подтверждает, что человеческая природа остаётся неизменной, люди за время своего существования верят в почти одни и те же силы.
В следующий раз посмотрим на даэдра и их «родственников» из мифологий. Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить ничего интересного, подписывайтесь на канал!
#the elder scrolls #the elder scrolls v: skyrim #skyrim #pc games #мифология #компьютерные игры #аэдра #боги