Продолжение историй о войне в телеэфире во время операции НАТО против Югославии. Пропагандистская машина тогда полным ходом работала с обеих сторон.
Представители НАТО рассказывали, например, удивительные истории о Косово. Оказывается, здания там взрывали сами сербы, а вовсе не натовские ракеты во время налетов. В общем, сербы бомбили сами себя – и все это, чтобы свалить на НАТО.
А югославское телевидение так же серьезно рассказывало о фантастических ночных боях, когда ПВО сбивала один самолет, для спасения пилота прилетали три натовских вертолета, их тоже сбивали – и так далее.
Естественно, ни та, ни другая сторона не предъявляли никаких доказательств – а зрители опять убеждались, что на войне верить нельзя никому.
Война в телеэфире велась по всем фронтам. Югославской власти показывали пострадавших среди гражданского населения, раненых в больницах. “Это инсценировка!” – такие заявления делал командующий операцией НАТО генерал Кларк. По его словам, раненые были ненастоящие. Как считали военные НАТО, при их современной технике и при точности их стрельбы ошибочных ударов по гражданским объектам не должно было быть - а значит, по их логике, этого и не могло быть.
Точно так же представители НАТО отрицали данные о своих потерях – то, о чем постоянно заявлял Белград. Порой в штаб-квартире НАТО целые сутки опровергали, что еще один их самолет был сбит – и официальное признание появлялось лишь когда кадры обломков самолета демонстрировались по югославскому телевидению.
Тогда наблюдалась довольно любопытная картина: если послушать телевидение Белграда, получалось, что значительной части авиации НАТО уже практически не существует. А если послушать сообщения из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, то можно было подумать, что натовские самолеты были неуязвимы в принципе - а если они и падали на землю, то лишь из-за плохой погоды или плохой смазки перед вылетом.
На словах все побеждали друг друга – но все это не подтверждалось никакими доказательствами. Наглядным примером служили многие брифинги представители НАТО: они объявляли, что операция развивается весьма успешно, югославский войска деморализованы – и тут же сообщалось, что эти самые югославский войска весьма энергично изгоняют албанцев из деревень и атакуют позиции ОАК, албанской “армии освобождения Косово”. В общем, получалось: враг разбит, но он наступает.
Тем временем на югославском телевидении появились редкие раньше передачи. Между новостями и пресс-конференциями официальных лиц люди на экране выступали с предсказаниями.
От них жители Белграда узнавали, что США скоро распадется на две части, и что из имен президента Билла Клинтона и госсекретаря Мадлен Олбрайт путем сложных манипуляций получается одно и тоже зловещее библейское число 666. А вслед за этим опять шла официальная хроника и указы о награждении зенитчиков, которые сорвали очередной налет авиации НАТО.
И телевидение тогда продемонстрировало свою силу во время боевых действий довольно необычным образом. В один из моментов гражданской войны в Югославии с трудом было достигнуто соглашение о перемирии в Боснии – и вдруг все договоренности чуть не сорвались из-за венесуэльской мыльной оперы “Кассандра”.
В ходе переговоров о деталях перемирия временно было прекращена работа местного телецентра – и был прерван показ этого телесериала. Местное население так возмутилось исчезновением этих телегероев, что США стали беспокоиться за сохранение перемирия и стабильности в Боснии.
В итоге американские официальные лица специально вышли на компанию в США, которая показывала фильм “Кассандра”, чтобы добиться повтора пропущеных серий – и тут выяснилось, что боснийцы вообще не имели права на показ фильма. Они пиратским образом переписывали сериал из телепередач соседних стран.
Но ради мира в Боснии американские власти надавили на кинокомпанию - и та просто подарила 150 серий представителям Боснии.