В сильно пострадавшем в годы войны Воронеже немного исторических зданий.
Но кое-что сохранилось, при этом есть достойное внимания советского послевоенного периода и даже XXI века.
Благовещенский храм. Даже не верится, что это новодел начала нашего столетия. И архитектор достаточно современный - Владимир Шевелев 1952 года рождения.
Воронежский Театр кукол "Шут" на протяжении многих лет давал представления в чужих стенах. И только в 1975 году сам Сергей Образцов обратил внимание первого секретаря Воронежского Обкома КПСС Вадима Игнатова на необходимость собственного здания для театра. И в 1984 году труппа обрела свой "дом" в обновлённом бывшем здании мужской гимназии XIX века.
На площади перед театром кукол в 1998 году был открыт памятник Белому Биму Чёрное ухо. Автор трогательной повести об этой собаке Гавриил Троепольский родом из Воронежа. Люди старшего поколения хорошо помнят добрый слезоточивый фильм Станислава Ростоцкого по сценарию Троепольского, снятый в семидесятые годы, с Вячеславом Тихоновым в роли хозяина псины.
Здание управления Юго-Восточной железной дороги - одна из архитектурных доминант города и его "визитных карточек". Построено в 1929-30 годах по проекту архитектора Николая Троицкого в стиле конструктивизма.
В Великую Отечественную войну здание управления ЮВЖД было сильно повреждено, и его решили восстановить в форме псевдоклассицизма. На экспертном совете МПС академик архитектуры Алексей Щусев указал на то, что проект слишком скромный и аскетичный, после чего Троицкий его переработал. Также по предложению архитектора Льва Руднева здании со стороны проспекта Революции были запроектированы три арки для раскрытия вида на Воронежский дворец XVIII столетия. Была сооружена семидесятиметровая башня с часами.
Март 1955 года. В Воронеж приехал Хрущёв. Увидев башню ЮВЖД из окна кабинета первого секретаря обкома КПСС, он вскричал: «А что это за колокольня торчит у вас?». В итоге Хрущёв поручил собрать материалы по стоимости здания, которые в ноябре 1955 года были опубликованы в известном постановлении "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".
Уже упомянутый Воронежский дворец, 1777-79 годы. архитектурный памятник эпохи барокко, который изначально был жилым домом воронежского губернатора генерал-поручика Ивана Потапова.
Сегодня в здании размещается Воронежский областной художественный музей имени знаменитого живописца середины XIX столетия Ивана Крамского ("Христос в пустыне", "Неизвестная"), уроженца Острогожска Воронежской области.
Гостиница "Центральная", бывшая гостиница купца-миллионера Дмитрия Самофалова, построена в 1878-79 годах. Среди её постояльцев - Чехов, Глеб Успенский, Бунин, Маяковский.
В историю Воронежа купец Самофалов вошел как капиталист-хищник, готовый идти по головам. Он был хозяином колокольного завода и совладельцем паровой мельницы «Второго товарищества русских мукомолов», ему же принадлежало несколько доходных домов. А кроме того, он был безжалостным ростовщиком, разорившим многих горожан, которые были не в силах расплатиться с долгами.
Помимо денег, у Самофалова была власть: он являлся членом городской управы и, когда напротив его гостиницы открылась еще одна, сделал все, чтобы разорить конкурентов. Но методы Самофалова, казалось, не смущали большинство состоятельных воронежцев – они избирали его в органы городского самоуправления, чтобы тот защищал их интересы. С 1888 по 1891 год Самофалов был городским головой, избранным городской думой, в составе которой были консервативные капиталисты. Они долго уговаривали Самофалова – считалось, что такие крепкие хозяйственники, как он, укрепляют городской бюджет и ничего лишнего из него не расходуют.
В 1918 году здание гостиницы «Центральная» захватили анархисты. Купца Самофалова они взяли в заложники и потребовали выкуп 25 тыс. рублей. Он отдал вымогателям эту сумму и остался жив. После чего "залёг на дно" и и продолжал тихо жить в Воронеже в 1920-е годы.
Гостиница «Бристоль» - жемчужина воронежского модерна (1910). Автор здания - инженер Михаил Фурманов воплотил в проекте многие передовые идеи в строительстве. На первом этаже размещался магазин резиновых изделий от шин до обуви. На втором - ресторан, в котором кухня была отгорожена от посетителей лишь большой стеклянной виражной перегородкой - неслыханный демократизм! Два верхних этажа стали гостиницей, где даже шторы и багеты были в тон модерновому окружению. Народ хлынул тогда в «Бристоль» толпами...
Дом постройки примерно середины XIX века, купленный в 1865 году губернской секретаршей Анной Германовской. С 1867 по 1873 год у неё снимали комнаты помещики Людмила и Алексей Бунины, приехавшие из деревни в Орловской губернии в Воронеж, чтобы учить в гимназии двух старших сыновей. Именно в этом доме в 1870 году родился их сын Иван Бунин - будущий великий русский писатель и лауреат Нобелевской премии.
В 1970 году городские власти дали добро на снос исторического здания, где родился Бунин, под строительство многоэтажного дома. Это произошло накануне 100-летия со дня рождения писателя. Журналисты, историки, краеведы, писатели, а также племянник Бунина Николай Ласкаржевский бросились на защиту дома. В те времена подобные выступления могли окончиться плачевно для протестующих. Тем более если учесть, что сам Бунин так и не смирился с советской властью… Воронежские литераторы развернули настоящий бой за дом Бунина, особенно привлекала внимание к нему газета «Молодой коммунар». Редактора газеты, авторов материалов бесконечно вызывали на ковёр в обком партии. Но в итоге дом общими усилиями отстоять удалось.
Не знаю деталей по этому дому. Похоже, модерн начала XX века.
«И впрямь с ума сойдёшь от них одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений»
(А.С. Грибоедов, «Горе от ума»).
Перед нами так называемый «Дом кантонистов» постройки второй половины 1810-х годов на улице Сакко и Ванцетти, 76. Привлёк взгляд. Кантонистами с 1805 года назывались несовершеннолетние дети низших военных чинов начиная от солдат, которые были обязаны учиться в специальных военных школах.
В этой воронежской школе кантонистов применялись так называемые ланкастерские методы обучения, при которых старшие и более успевающие воспитанники вели занятия с остальными учащимися.
При императоре Николае I кантонистские заведения обеспечивали комплектование ВС России строевыми унтер-офицерами, музыкантами, топографами, чертёжниками, аудиторами, писарями и мастеровыми.
С одной стороны, эта система являлась хорошей социальной поддержкой, с другой элементом несвободы. Александр II коронационным манифестом отменил закрепощение сыновей нижних чинов военному ведомству и отменил название «кантонист».
Ведущий передачи "В мире животных" до Дроздова, вместе и параллельно с последним. Первооткрыватель таёжной отшельницы Агафьи Лыковой. Журналист, писатель, общественный деятель, борец за сохранность родной природы. Мало кто знает, что Песков был одним из создателей "Малой земли" Брежнева - он занимался придачей мемуарам генсека художественной выпуклости и образности.
По не до конца ясной причине у меня не сохранилась фотография самого, на мой взгляд, "топового" памятника старой архитектуры города - Доходного дома Земсковых (1888-90), выполненного в Новорусском стиле в виде большого терема. Гугл в помощь.
В данной подборке далеко не всё, ибо разбросано и требует целенаправленного посещения, а не как у автора - бегом и урывками.
Приезжайте в Воронеж, и - приятных открытий!
На канале автора о соседних с Воронежем городах: Курске, Белгороде и Борисоглебске.