Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Надо ли бороться с болтливостью на уроках.

В этой статье я показала пример, как мы пишем диктанты. Но тот пример скорее исключение. Как-то так получилось, что Гриша спокойно выполнил всё задание, практически не отвлекался. Но такое бывает крайне редко. Обычно он непрерывно разговаривает, а иногда дерётся. Второй момент я пресекаю. А вот что делаю с первым. Раньше я старалась минимизировать разговоры во время диктантов, активно переключала внимание на задание. Думала, что учу его сосредотачиваться. Но когда узнала о диспраксии, начала наблюдать за сыном. И поняла, что разговоры, которые кажутся ненужными, отвлекающими, на самом деле помогают ему как раз работать. Он пишет, пишет. А потом без паузы поднимает голову и начинает говорить, словно ему пришла какая-то мысль. Он хочет поделиться, задать вопрос, узнать ответ. Так в общем-то и есть. Но. Если посмотреть внимательно, то видно, что он именно отдыхает от письма. Я стараюсь активно участвовать в беседе, не переключая его внимания активно. Не говорю, хватит болтать,

В этой статье я показала пример, как мы пишем диктанты.

Но тот пример скорее исключение. Как-то так получилось, что Гриша спокойно выполнил всё задание, практически не отвлекался. Но такое бывает крайне редко.

Обычно он непрерывно разговаривает, а иногда дерётся. Второй момент я пресекаю.

А вот что делаю с первым.

Раньше я старалась минимизировать разговоры во время диктантов, активно переключала внимание на задание. Думала, что учу его сосредотачиваться.

Но когда узнала о диспраксии, начала наблюдать за сыном. И поняла, что разговоры, которые кажутся ненужными, отвлекающими, на самом деле помогают ему как раз работать.

Он пишет, пишет. А потом без паузы поднимает голову и начинает говорить, словно ему пришла какая-то мысль. Он хочет поделиться, задать вопрос, узнать ответ. Так в общем-то и есть.

Но.

Если посмотреть внимательно, то видно, что он именно отдыхает от письма.

Я стараюсь активно участвовать в беседе, не переключая его внимания активно. Не говорю, хватит болтать, надо писать. Нет. Во всяком случае, стараюсь этого не делать.

При этом я периодически ненавязчиво предлагаю ему продолжить письмо. И как только Гриша готов, он продолжает. Пишет несколько слов. Или целое предложение. И опять разговоры.

Так и проходит диктант.

Со стороны, не понимающему, что происходит, человеку может показаться, что ребёнок не способен контролировать внимание. Не способен сосредоточиться на задании.

Но, как я теперь понимаю, это не так.

Гриша делает всё для того, чтобы выполнить задание. И делает это средствами, которые у него есть. Говорит, отдыхает и работает дальше.

При этом, как понятно из прошлого видео, количество разговоров сокращается. Он может собраться и выполнить задание непрерывно, почти без пауз.

Но не надо думать, что раз ребёнок однажды смог так сделать, значит теперь постоянно просто обязан молчать во время урока. Нет. Он не просто не обязан, он ещё и не может молчать.

Болтовня — это не неорганизованность, а способ отдыхать и, как следствие, хорошо выполнять трудное задание.

Могу предположить, что у другого ребёнка будет другой способ. Втыкать в стену, ковыряться где-нибудь или ещё что.

И опасность здесь в том, чтобы не принять способ отдыха за отлынивание и не начать его пресекать как нежелательное поведение. Так как приведёт к перенапряжению ученика.

Итак.
Разговоры во время урока — это не неумение сосредоточиться. В случае моего сына, наоборот. Это умение организовать свой урок так, чтобы эффективно его выполнить.
Потому что раньше, когда сын уставал, он переставал что-либо делать. То есть доводил себя до пика возможностей, после которого ничего не соображал. Сейчас же он перешёл на новый уровень самоорганизации.
И я бесконечно благодарна, что добрый комментатор рассказал мне о диспраксии и я смогла перестать неверно трактовать действия ребёнка, и не бороться с тем, что ему помогает.