"Вчера, вечером, в доме Константинопольского подворья, по Крапивенскому пер., застрелилась из револьвера слушательница Высших женских курсов Полторацкой, дочь надворного советника, Надежда Григорьевна Львова. Никаких записок покойная не оставила."
Так писали газеты, в понедельник 25 ноября 1913 года об уходе из жизни Надежды Львовой, поэтки (как она сама себя называла), сделавшей свой выбор из-за несчастной любви к знаменитому поэту и писателю Валерию Брюсову.
Попробуем разобраться в хитросплетениях лихо закрученного сюжета.
Действующие лица
Главный герой: Валерий Брюсов
Стоял у истоков символизма, вошел в литературу в юном возрасте, всерьез и надолго. Уже в нулевых годах ХХ века был читаем, уважаем и почитаем литературным сообществом. Помимо писательской деятельности занимался черной магией, спиритизмом и прочими оккультными мероприятиями, снискав себе славу практикующего мага-спирита.
Главная героиня: Надежда Львова
В шестнадцать лет имела неосторожность увлечься шизофреническими идеями Маркса, начав сотрудничать с активистами из РСДРП, за что имела пару приводов в полицейский участок и порицание своего папеньки. Переключившись на творческую деятельность обнаружила в себе желание писать #стихи , что неплохо у нее получалось. Принесла показать их мэтру Брюсову, попав под его колдовские чары.
Лица второго плана
Андрей Белый
Друг и ученик Брюсова, называющий своего старшего товарища уважительно «маг». После разрыва отношений со своей любовницей Ниной Петровской получил от нее презрение и выстрел из револьвера прямо на лекционной кафедре, стоя на которой он делился творческим опытом. Револьвер, к счастью, дал осечку, что позволило Белому упорхнуть, а затем спикировать «серебряным голубем» к супруге Александра Блока и многим другим дамам, которых он «крылышками - бег-бег-бег-бег».
Нина Петровская
Творческая натура, склонная к маниакально-депрессивному синдрому, отстреливающая своих любовников, в случае прекращения отношений по их инициативе. К счастью, стреляющая неудачно, поэтому ни Белый, ни Брюсов от ее «пиф-пафов» не пострадали. Осечка вышла оба раза.
Итак, распутываем клубок страсти.
Узелок 1. Спиритизм + морфинизм = гремучая смесь
После разрыва с Андреем, Нина находит ключик к черному магу Валерию, начиная с ним активно участвовать во всех начинаниях – вызывать духов, устраивать сатанинские #оргии , колдовать с народными средствами – кокаином и морфием, которые ей полюбились, как #антидепрессанты , а потом она «подсадила» на них и друга Валерия. Маги они такие податливые….
Маг Валерий, изрядно потешившись с Ниной, от которой у него уже стало рябить в глазах, - все-таки и жена есть Иоанна, и другие девчата просятся на прием, свои стихи показать и его посмотреть, - решает технично подвести финишную черту под отношениями. И пишет книжку «Огненный Ангел», в которой выводит всех героев под вымышленными именами, но наделяет страницы силой провидения. Нину в романе зовут Рената, она одевается во все черное и носит на груди большой деревянный крест. А чтобы забыться, ходит в литературный клуб. В итоге Рената погибает, занавес опускается, все свободны.
Узелок 2. "Уколоться и забыться"
И действительно, Нина после всех скандалов оставляет своего колдуна и отбывает заграницу, где предпринимает различные антигуманные по отношению к себе действия, потребляет в невероятных количествах алкоголь и наркотики, прыгает из окон, колет себя ядовитыми булавками в попытках заразиться трупным ядом, но до поры до времени ничто ее не берет.
Узелок 3. Поэтессы пришли? А всех можно посмотреть?
Как только Нина отбывает в загранпоездку (идет 1911 год), маг Валерий начинает активно окучивать двадцатилетнюю милую Наденьку, которая, как мы помним, пришла показать ему свои первые робкие стихи. Почти сорокалетний мэтр с седеющими висками (седина в бороду – бес в ребро), подтянул юную #леди в стихосложении и не только, показав ей несколько магических пассе из древнеиндийского трактата «Кама-Сутра», что привело обоих в неописуемый восторг, плавно перетекающий в страстный роман с поездками по стране и окрестностям. В те времена кэшбека за #путешествия , правда, не предлагали, зато Финляндия с ее девственной природой и ароматной #салями под местную водочку была отличным местом для погружения в литературу и друг в друга.
Узелок 4. Провожай нас, Суоми-красавица!
Так они любовались финскими красотами и собой «до головокружения», но пора и честь знать. Иоанна Матвеевна уже пирожков напекла и ждет мужа домой. Просьбы и предложения о гипотетической замене жены И. на жену Н., идущие от сердца Нади в уши Валеры, не получили должного отклика, что привело юную поэтку в состояние нервическое и где-то демоническое.
Узелок 5. Лучше бы цветочек аленький подарил...
Маг уже не знал, как успокоить юное создание, и по приезде решил уладить все лаской да гостинцами. Подарки ведь все женщины любят, вот он и подготовил целых три подарка.
1) Отредактировал и содействовал изданию первого и единственного сборника стихов Надежды Львовой «Старая сказка. Стихи 1911—1912 гг.»
2) Выступил продюсером и придумал оригинальный PR-ход в раскрутке ее сборника, а именно сочинил и издал небольшой сборничек «Стихи Нелли» с посвящением Наденьке. При этом #сборник был весьма качественно сделан. По-другому Брюсов, вероятно, и не умел. Стихи в стилистике Игоря-Северянина написаны самим Брюсовым, но поданы от имени неизвестной шаловливой куртизанки. Посвящены таинственным автором сборника поэтессе Львовой, и со вступительным словом самого Брюсова. Одним словом, сплошная мистификация.
3) А третьим подарком явился….пистолетик. Да-да, тот самый револьвер, который в руках Нины Петровской дважды дал осечку, и который она оставила у Брюсова перед расставанием.
Вот подарок, так подарок! Как полагается, в третьем акте ружье #револьвер выстрелил, поразив в #сердце свою хозяйку. Как она и задумала.
Узелок 6. «Любовь, которая ведет нас к смерти»
Маг Валерий в тот же день укатил из Москвы в #Петербург , а потом в рижский санаторий, где сидел тихо и не высовывался, пока не утихли страсти и не прошло 40 дней со дня ухода Нади в мир иной.
На бедном Миусском кладбище в Марьиной Роще, где прошли похороны Нины, были ее старенькие родители, приехавшие и Подольска, были литераторы – Ходасевич и Шершеневич, а также друзья и знакомые. Эпитафией были выбиты слова Данте: «Любовь, которая ведет нас к смерти».
Узелок 7. Тень Брюсова гуляет по Новодевичьему.
Валерий Брюсов на могилу Львовой так и не придет, зато позже поучаствует в большевистской пропагандисткой работе, когда после переворота получит важные должности, которые он очень любил. В 1924 году, как верный ленинец, он покинет этот мир вслед за вождем.
Однако, как и Ильич, полностью «туда» не телепортировался. Знавший мага Валерия и постоянно проживающий в келье монастыря при Новодевичьем кладбище Борис Садовской уверенно заявлял, что, как минимум, трижды видел призрак Брюсова, гуляющего по Новодевичьему.
Нина Петровская в 1928 году все-таки переиграет судьбу, сведя счеты с жизнью с помощью открытой газовой конфорки.
Андрей Белый, немного пожив в эмиграции, вернется в Советскую Россию, где будет учить пролеткультовцев слагать стихи и прозу. В начале 1934 года его сразит инсульт, ставший следствием солнечного удара, полученного в Коктебеле.
Поэтому, будете в Крыму, не переусердствуйте с солнцем. Панама и правильный водный режим позволят еще долго получать радости жизни, в том числе и от интернет-прогулок по Дзену.
Всем здоровья и удачи!