Лоб Жак, Рошетт Жан-Марк, Легран Бенджамен
Сквозь снег. Графический роман. – СПб.: Питер, 2020. – 248 с.: илл.
Отгремела премьера нового сериала «Сквозь снег» на видеосервисе Netflix, одноименная картина южнокорейского режиссера Пон Джун-хо также еще не стерлась из памяти зрителей. Тем временем, на русском языке наконец был официально издан оригинальный французский графический роман, легший в основу обоих произведений. Теперь русскоязычный читатель может ознакомиться с одним из самых выдающихся французских комиксов, а заодно сравнить фильм и сериал не только друг с другом, но и с первоисточником.
В ходе очередной мировой войны впервые было применено климатическое оружие. Температура стала стремительно падать, снег выпал в июле, жить на земле стало невозможно. Человечество ютится внутри уникального локомотива, способного выдержать любой холод, где есть воспроизводимые источники питания и развлечений, чей двигатель максимально близок к понятию вечного. В «золотых вагонах» живут военные и чиновники с семьями, но чем дальше от головного вагона, тем менее влиятельные и богатые люди там находятся. Где-то в самом хвосте в суровых условиях выживают те, кто успел вскочить на поезд в самый последний момент.
И фильм, и сериал взяли из комикса основную канву для своих сюжетов. Каждый из них обыграл ее по-своему, создав собственный уникальный мир, достаточно далекий от первоисточника. Пон Джун-хо оседлал любимого коня – создал картину, твердо стоящую на ногах социального неравенства. В его трактовке социальные классы делились очень четко и конкретно, а богачи выглядели полными отморозками и вырожденцами. В хвосте тем временем зрела революция – она и стала основой для сюжета фильма, но, как и полагается любой революции, к самому концу привела к разрушениям и гибели, а вовсе не созданию нового справедливого мира. Сериал, созданный силами телеканала TNT и показанный по всему миру на Netflix, не стал ударяться в такой радикализм. Он, скорее, отвечал на актуальные запросы американского общества. Да, в стране есть протестные силы, желающие социальной революции (вроде движения Black Lives Matter), но в то же время его продюсерам очень сильно не хотелось обидеть представителей буржуазии, среднего и высшего классов из числа своих возможных зрителей. Вот и получился сериал о том, как поезд не поделили выжившие, среди которых почти нет однозначно плохих и хороших.
При этом оба произведения от первоисточника оказываются достаточно далеко (хотя полнометражный фильм, пожалуй, все же ближе). Комикс дает своему читателю на удивление мало сюжета – вместо этого он пытается рассказывать весь свой антиутопический постапокалиптический мир сразу. В нем происходит много событий, каждую картинку интересно изучать подолгу – зачастую где-то на ее фоне есть второе дно, потайная история. Да, в комиксе есть мятежи, обманы, заговоры, интриги – но все это совсем не кажется таким важным, каким это делали кинематографисты. Он куда больше рассказывает о выживании и харизматичных героях, чем о сюжете.
Свою атмосферу и настроение создает здесь рисунок. Он выполнен в черно-белых тонах. Все действие происходит внутри поезда, и обоим художникам (Рошетт и Легран) удалось передать это ощущение замкнутого пространства, тесноты, давящих стен, а в то же время – той мертвой пустоты, что царит снаружи.
Вместе с основной сюжетной канвой и в фильм, и в сериал перешли отдельные сцены и даже небольшие эпизоды, описывающие окружающий мир. Находить их на страницах комикса уже после просмотра обеих версий «Сквозь снег» становится особенно интересно и любопытно. Это создает ощущение преемственности. Вроде и персонажи совсем другие, и движут ими иные мотивы. Но после прочтения комикса даже финальный сюжетный поворот первого сезона уже не кажется таким притянутым за уши. В конце концов, раз уж в этом графическом романе сюжет не является главным пластом, раз уж в нем нет какого-то жесткого канона, то и трактовок для экранизаций может быть великое множество.
В послесловии к изданию Жан-Пьер Дионне, хорошо знавший автора комикса Жака Лоба, описывает его как разочаровавшегося фурьериста (Шарль Фурье создал учение о радикальном утопическом социализме). Пожалуй, это очень важная характеристика не только автора, но и комикса в целом. Во взрослом возрасте Жак Лоб застал майские события во Франции 1968 года (и, скорее всего, принимал в них участие), когда выступления леворадикальных студенческих движений привели к массовым беспорядкам по всей стране, забастовкам и смене правительства Шарля де Голля. Однако разочарование в левых политических идеях наступило вскоре у многих. Это разочарование в революции, неспособность с ее помощью действительно что-то изменить, а вместе с тем – наглядно наблюдаемая необходимость в изменениях самых радикальных – вот та грустно-меланхоличная нить, которая идет сквозь весь комикс. На эту нить натянуты и социальные проблемы, и экологические, и просто гуманитарные. Однако, как ни странно, но самая близкая кинематографическая ассоциация, которая возникает при чтении этого комикса – вовсе не фильмы о революциях или о выживании в постапокалипсисе. Великая французская драма Жана Эсташа «Мамочка и шлюха» – вот то, что похоже на «Сквозь снег» больше всего.
«Сквозь снег», используя фантастическую форму, умудряется говорить и о прошлом, и о настоящем, и о будущем, напоминая человечеству о том ворохе проблем, что оно тянет за собой. Его авторы сделали это весьма тонко и умело, а это главное, почему «Сквозь снег» остается поистине великим комиксом.
Павел Соломатин, InterMedia