Сюжет последней трапезы Христа с учениками имеет бесчисленное множество художественных интерпретаций. Посмотрим на те произведения, которые наблюдал Леонардо.
Исторически это Событие преподносилось сперва в теплом, почти обыденном виде.
Круглый стол на Тайной Вечере из Оттхайнрих-Библии, фолио 40v. Манускрипт был создан по приказу герцога Баварско-Ингольштадтского Людвига VII Бородатого около 1425-1430 годов. Текст рукописи включает немецкий перевод Нового завета с латинской вульгаты и является крупнейшим дошедшим до нас манускриптом библии до-лютеровской эпохи. Пергамент, 53,2х37,2 см. Баварская государственная библиотека, Мюнхен / Blatt 40v: Abendmahl, Mt 26,20-29, um 1425-30. Ottheinrich-Bibel, Bayerische Staatsbibliothek, Cgm 8010. Matthäusmaler.
6 век. Мозаика Тайная вечеря. Равенна, Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово /Sant'Apollinare Nuovo. Построена в конце 5-начале 6 веков правителем Равенны королем Теодорихом Великим как его придворная церковь. Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая — Юстиниана, когда Равенна стала византийским экзархатом:
Около 1200 года. Псалтырь / c.1200. Psalter. Miniature cycle illustrating the life of Christ. MS. Gough Liturg. 2, fol. 025v, Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Place of origin: North :
А вот эти фрески видел Леонардо да Винчи во Флоренции и учился у предшественников:
Ниже: вся сцена представлена в интерьере, построенном по правилам математической перспективы. Одна из примечательных черт фрески – фон, имитирующий большие квадраты из крапчатого мрамора.
1485-1490. Традиционная композиция. Тайная вечеря от Пьетро Перуджино /Pietro Perugino (1446-1524), умбрийская школа, учитель Рафаэля:
А вот и фреска из Ватикана, тоже изучавшаяся Леонардо.
Флорентиец Козимо Росселли (1439-около 1507) в числе прочих художников был приглашен папой Сикстом IV для украшения Сикстинской капеллы. Фрески Россели частично выполнены его учеником Пьеро ди Козимо, который получил прозвище в честь своего учителя.
На переднем плане фрески видим агрессивный спор собаки и кота, а слева еще один кот. Вверху, в окнах, изображены три эпизода страданий Христа: Иисус в Гефсиманском саду; взятие Иисуса Христа под стражу; Распятие на Галгофе.
Источник: gorbutovich.livejournal.com
Очень наглядна сила гения Леонардо по сравнению с любыми другими представлениями! 🌹