Адреса страниц — один из важных факторов оптимизации, который мы не могли обойти стороной. В этом материале мы приводим полное руководство по работе с SEO URL для эффективного продвижения ваших проектов.
Оглавление:
- разбор урла по частям;
- длина;
- буквы;
- регистр;
- ЧПУ;
- языковое содержание;
- допустимые знаки;
- общий принцип формирования;
- символьный код;
- иерархии вложенности;
- адреса товарных карточек;
- запрос в урле;
- спамность;
- редиректы, хвосты и зеркала;
- поддомены;
- абсолютные и относительные адреса;
- уровни вложенности.
Разбор урла по частям
Вместо слов стоит изучить изображение ниже, чтобы понимать, о чём пойдёт речь далее.
Длина
Количество знаков в адресе страницы считаем вместе с символами домена и протоколом. Именно поэтому рекомендуется регистрировать максимально короткие адреса сайта (свободных двух- и трёхбуквенных уже практически не осталось, только выкупать у владельцев). А значит, домен должен быть как можно короче не теряя при этом его смысла и читабельности.
Рекомендации по оптимальному количеству знаков можно найти абсолютно разные, но мы придерживаемся максимума в 100 символов.
В этот объём также входят страницы пагинации. Т.е., вторая страница категории имеет параметр ?page=2 из 7 знаков, но есть страницы с двузначными номерами вроде ?page=15, где уже 8 знаков и нет трёхзначных. Это значит, что максимальную длину канонического урла закладываем в 100-8=92 символа.
Буквы
Если домен зарегистрирован на латинице, то написание url должно быть только на латинском.
Если же в адресе имеются кириллические символы, то они кодируются в последовательность из двух байт, записанных в шестнадцатиричном представлении. Каждый байт предваряется знаком %.
Например, слово “транслит” в закодированном виде будет %D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82.
Именно поэтому большого распространения не получил домен первого уровня .рф — адрес его категории, например, https://мой-сайт.рф/платья/вечерние/ будет иметь вид https%3A%2F%2F%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.%D1%80%D1%84%2F%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%2F%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2F (163 знака вместо 36).
Регистр
Оптимально использовать только строчные буквы.
Пример некорректного URL: https://site.ru/Tovarnaya_kategoriya/Tovarnaya_podkategoriya/, https://site.ru/Tovarnaya_kategoriya/товарная_подкатегория/.
Яндекс.Вебмастер предлагает использовать прописные буквы, если домен состоит из двух и более слов, по желанию необходимо указать причину — удобство чтения бренда.
Например, наш домен sphinx-it, мы подали заявку на написание домена в результатах поиска как Sphinx-IT.
ЧПУ
Человеко-понятные урлы — однозначно делаем. Это удобно и красиво. А также кликабельно в поисковой выдаче.
Языковое содержание
Переводить слова и фразы для урла или использовать сервисы seo url generator на русском? Здесь нет чёткого правила — делайте так, как удобно вашим пользователям и в зависимости от тематики сайта. Но помните, что не все пользователи могут знать английский и ориентироваться в такого вида ссылках.
Но если вы решили использовать русские слова в транслитерации для seo, то можете воспользоваться генератором seo url от Яндекс — https://www.translityandex.ru/.
Допустимые знаки
Адреса страниц должны содержать цифры и дефис (символ «-»), и, разумеется, символ «/» в качестве разделителя или окончания URL.
Пример корректного URL: https://site.ru/tovarnaya-kategoriya/tovarnaya-podkategoriya/.
Разумеется, вышеописанные требования не распространяются на параметрические приписки к URL’ам вида «?sort=price». Т.е. динамические генерирующиеся страницы вида https://site.ru/tovarnaya-kategoriya/?page=1 или https://site.ru/tovarnaya-kategoriya/?sort=price не являются отдельными страницами и могут иметь такие параметрические приписки.
Общий принцип формирования
URL’ы страниц категорий должны генерироваться по следующему принципу: https://site.ru/ (доменное имя сайта) + символьный код категории.
Иными словами, URL’ы категорий должны иметь примерно следующий вид: https://site.ru/tovarnaya-kategoriya/.
Символьный код
Символьной код страниц должен представлять из себя транслитерацию принятого в русском языке названия категории с учётом общих требований к URL’ам сайта.
Например, для товарной категории «потолочные люстры» верным будет символьный код «potolochnie-lyustri».
Существует несколько стандартов транслитерации, использовать необходимо тот, который был бы наиболее близок к нижеперечисленному:
Отклонения от вышеприведенного стандарта не являются критичными, если они не противоречат общим требованиям к URL’ам сайта.
Иерархии вложенности
Существует два подхода к формированию URL’ов категорий – один подразумевает, что иерархия категорий отражена в URL’е, другой – нет.
В различных случаях нужно использовать разные подходы, но в большинстве случаев следует использовать подход с отражением иерархии категорий в URL’е.
В качестве примера рассмотрим гипотетическую категорию 2-го уровня вложенности, посвященную точечным светильникам (главная страница -> светильники -> точечные).
При использовании подхода с отражением иерархии, данная категория будет иметь примерно следующий URL: https://site.ru/svetilniki/tochechnie/.
При использовании подхода без отражения иерархии, данная категория будет иметь примерно следующий URL: https://site.ru/svetilniki-tochechnie/.
При втором подходе каждая товарная категория должна иметь уникальный символьный код (впрочем, большая часть систем администрирования требует уникального символьного кода для каждой категории и при первом подходе).
Адреса товарных карточек
Одному товару должен соответствовать только один URL вне зависимости от того, через какую товарную категорию пользователь попадает на страницу товарной карточки. Одна товарная карточка с одним и тем же URL может находиться одновременно в нескольких товарных категориях (повторимся, URL товарной карточки при этом остаётся одним и тем же).
Требуется использовать следующий принцип генерации URL: https://site.ru/ + постоянная составляющая товарной карточки + id / транслитерация названия / транслитерация артикула товара.
Постоянная составляющая товарной карточки в URL’е – это набор символов, показывающий в URL’е, что это товарная карточка. Таким набором символов может быть, например, product или offer.
Что из трёх вышеперечисленных вариантов (id, транслитерация названия, транслитерация артикула) надо использовать – решается по конкретному сайту. В тематике света, например, выгоднее всего использовать или id, или транслитерацию артикула. В тематике одежды чаще всего используется id товара.
Id товара представляет уникальный для каждого товара набор цифр.
Таким образом, URL товарной карточки должен иметь примерно следующий вид (при выборе варианта с «product» и id): https://site.ru/product/12453/.
Запрос в урле
Используем самый высокочастотный запрос-маркер, отсекая так называемые коммерческие, продающие слова вроде “в Москве”, “купить”, “недорого” и проч.
Т.е. если мы создаём подкатегорию, например, свадебных платьев, то урл будет иметь вид https://site.ru/platya/svadebnye, потому что запрос “свадебные платья” имеют базовую частотность 492 112, а запрос “платья для свадьбы” всего 68 320.
Спамность
Спамные конструкции в адресе страниц — многократное повторение запроса в адресе страницы. Например, у нас есть страница свадебных платьев цвета шампань вот в такой конструкции: https://site.ru/platya/svadebnye-platya/svadebnye-platya-shampan, где ВЧ “платье” употребляется три раза, “свадебные” — два. Это пример спама. Чтобы избежать этого, урл должен иметь вид, например, https://site.ru/platya/svadebnye/shampan или https://site.ru/svadebnye-platya-shampan.
Редиректы, хвосты и зеркала
Расширение файла типа .htm, .html давно устарело и технического преимущества в ранжировании не несёт. Скорее напротив, пользователь не сможет запомнить и набрать адрес с такой конструкцией.
Использовать на конце знак косой черты «/» или нет, также не важно. Хотя со слэшем получается чуть длиннее, но нужно внимательно следить чтобы страницы не дублировались, т.к. page/ и просто page — разные страницы для сервера и для робота.
Аналогично и с www — выбираем один вариант и между этими зеркалами настраиваем 301 редирект.
Если сайт работает по защищённому протоколу https, необходимо удостовериться, что у нас настроен постраничный 301 редирект.
Поддомены
Поддомен — отдельный сайт в рамках основного домена. Для его создания существует множество причин, но требования к их написанию и формированию идентичны.
Абсолютные и относительные адреса
Вид урла https://site.ru/svadebnye-platya-shampan — абсолютный, а /svadebnye-platya-shampan — относительный.
Относительный вид ссылок обычно используется в линковке внутри сайта. В последнее время от такой практики внутренних ссылок мы отказались по причине защиты контента. Например, при невнимательном копировании текста этой статьи в нём остаются ссылки в абсолютном виде на другие наши страницы.
Уровни вложенности
Если мы используем в url полный путь до страницы вида https://site.ru/platya/svadebnye/shampan, то нужно продумать как грамотно сформировать структуру вложенности страниц.
Мы рекомендуем не использовать более 4х (ну максимум пяти) вложенных подкатегорий, чтобы не затруднять индексацию хвоста. Но этот вопрос остаётся открытым для обсуждения и экспериментов, потому что чем дальше идёт вложенность, тем микро частотнее для них используются запросы, тем меньше по ним конкуренция и выше возможность попадания в топ.
Если мы что-то упустили, не забывайте напомнить об этом в комментариях. А какие принципы формирования perfect seo url используете вы?
Материал написан агентством Sphinx IT специально для канала Дзен.