Найти тему
1,4K подписчиков

Почему западная рок-музыка прошлых лет так отличается от русской?

9,9K прочитали
Недавно я исполнил свою небольшую мечту − провел в узком кругу презентацию по мотивам канала «Музыкальные сады».

Недавно я исполнил свою небольшую мечту − провел в узком кругу презентацию по мотивам канала «Музыкальные сады». Я ставил людям любимую музыку, рассказывал о ней, отвечал на вопросы, наблюдал за реакцией. Это очень волнительно − делиться тем, что любишь. Но слушатели были благосклонны, и все прошло отлично.

Еще при подготовке лекции у меня возник вопрос, вынесенный в заголовок. Сразу скажу, что полноценного ответа у меня нет, и было бы интересно услышать ваши обоснованные мнения.


В качестве материала для лекции я взял две любимые советские группы из 1980-х − «
Диалог» и «Мануфактуру» − и двух британцев − Ника Дрейка и Дэвида Силвиана. Идея провести лекцию была спонтанной, выбор героев − достаточно случайным. Общая тема: музыкальные редкости. Поэтому подбирал артистов не первого плана, таких, которые не на слуху, но очень мне близких, о которых мне есть, что рассказать. И хотелось, чтобы прозвучала музыка и западная, и наша.

Когда отбирал треки, представлял, как будут слушать их люди и, видимо, впервые посмотрел на всё отвлеченным взглядом. И меня сильно пришибла разница в качестве записи, в качестве исполнения, в уровне мастерства наших музыкантов и западных. Настолько, что я даже задумался, а стоит ли включать наших в лекцию. Я реально испугался, что слушатели разбегутся на первых же треках. Все-таки я оставил концепцию «и нашим, и вашим» и довел задуманное до конца. Но осадочек, как говорится, остался.

На больших колонках и хорошем звуке наши музыканты звучали как-то серо и не убедительно. Несмотря на все крутые гитарные и клавишные пассажи «Диалога» и шикарные, на мой взгляд, тексты, я услышал их вторичность и наивность. Несмотря на романтику и сильный голос Виктора Салтыкова в «Мануфактуре», я услышал фальшивые ноты и слабую запись.

«Реалии русского рока», Сергей Лемехов
«Реалии русского рока», Сергей Лемехов

Мы немного обсудили эту тему с гостями. Появилось такое образное сравнение, что если западные музыканты − это скульпторы Возрождения, то наши как-будто лепят куличики в песочнице или катают колбаски из пластилина.

Еще прозвучал вопрос, в частности, по поводу «Диалога», музыку которого я очень люблю: зачем это слушать, если это очевидный нафталин? (Я ставил треки из арт-рокового периода, из сюиты «Однажды завтра»). Сравнивали с Queen из примерно того же времени, которые и сейчас звучат мощно и современно, и вообще, мол, они на все времена.

Я не нашелся, что ответить тогда. Потом поразмышлял, и решил, что лично для меня качество реализации не столь важно, мне важнее идея, текст, настроение, ну и мелодия, конечно. В этом плане для меня все музыканты равны.

Недавно я исполнил свою небольшую мечту − провел в узком кругу презентацию по мотивам канала «Музыкальные сады».-3

Теперь о причинах такого различия. В целом понятно, что все советские неофициальные музыканты, к которым относилась «Мануфактура» и отчасти относился «Диалог», имели совсем другие возможности во всех планах, в отличие от их западных коллег. Я попробую перечислить эти отличия, как я их понимаю. Оговорюсь, я не жил в это время и имею отдаленное представление о нем.

В первую очередь, как мне кажется, это возможность заниматься любимым делом, зарабатывая им на жизнь. Наши музыканты были вынуждены чаще всего подрабатывать где-то, с музыки кормились единицы. На западе рок-музыка с самого начала встроилась в огромную коммерческую машину.

Второе − доступ к качественным инструментам. Все, что добывалось, было безумно дорогим и редким.

OMG!
OMG!

Третье − возможность качественно записать свою музыку. Кто-то прорывался в государственные студии, но большинство материала оставалось в плохом качестве или вообще не записывалось. Так, например, от первых советских бит- и рок-групп вообще не осталось никаких записей. Плюс не было такого понятия, как продюсирование, я уже не говорю о саундпродюсировании.

Четвертое − проблема с концертным опытом. Опять же это было связано с деньгами и нелегальным или полулегальным статусом групп.

Пятое − новинки западной музыки добывались с трудом. Не было возможности вариться в общем котле с западным миром. Общий тренд − запаздывание в стиле лет на 10 примерно.

Недавно я исполнил свою небольшую мечту − провел в узком кругу презентацию по мотивам канала «Музыкальные сады».-5

Шестое − некоторая косность мышления, меньше свободы и творчества. Куда-то сюда же я бы записал, что рок, рок-н-ролл в чистом виде это все-таки не наша традиция, и реализовывать этот жанр музыки русским людям было тяжелее, чем американцам или британцам.

Седьмое − это не проблема, это, скорее, данность − культурная традиция. Россия словоцентрична. Поэтому там, где в западном роке смысл раскрывали с помощью изощренной музыки, у нас было достаточно трех аккордов, но если слово при этом на высоте, то этого публике хватает. Сюда же влияние авторской песни на рок.

Наверняка, я что-то упустил или не верно сформулировал. Но в целом мне видится это так. И мне стало проще понять позицию, с которой я часто встречаюсь по жизни и у комментаторов канала «Музыкальные сады», что русский рок невозможно слушать после западного. Действительно, если рассматривать эти грани мастерства, в которых наша музыка отставала тогда прилично, такая точка зрения допустима и понятна. Лично я не могу не слушать русскоязычную музыку. Магия родного слова для меня, как, наверное, и для большинства из вас, очень значима.

Интересно, что вы сможете добавить?


Ваш Александръ

Если вас заинтересовал материал, пожалуйста, подпишитесь на наш канал