Величие этой станции под стать мощи Кировского завода, который в течение двух веков задавал ритм жизни юго-западной окраины Петербурга-Петрограда-Ленинграда. И сегодня эта станция похожа на образцовый заводской цех. Но за привычным пассажирам видом скрываются интересные нюансы.
Секрет №1. Чугун в необычной роли
Станция «Кировский завод» оформлена сдержано и солидно. Важной детали вообще не видно. А ведь колонны станции выполнены из чугуна, точнее из чугунных тюбингов.
Обычно для этого используется железобетон. И в том, и в другом случае для отделки используют мрамор, поэтому пассажирам и невдомек, что там внутри. Рационального объяснения необычного выбора материала колонн нет. Поэтому будем считать, что это имеет сакральное значение. Все же здесь на «Кирзе» уже больше 200 лет колдуют с черными металлами.
Секрет №2. Знак четырех
Колонны из чугуна украшены с виду чугунными же украшениями-картушами. На самом деле это ... Алюминий! Что они символизируют?
Сейчас, как и раньше, пассажиры едва ли «считывают» этот код. Красиво, про завод, да и слава богу…
На самом деле при точном прочтении – это не просто колонны, а «столпы индустриализации (=государства)». Ведь украшения олицетворяют 4 «стихии»: «Электрофикация», «Металлургия», «Каменноугольная промышленность» и «Нефетпромышленность». То, что без них нет экономики и благополучной жизни, наглядно показала судьба «самооккупации» многих республик бывшего СССР, отрезавших себя от этих стихий…
На каждой станции первой очереди, как мы знаем, обязательно должно было быть какое-то посвящение «отцу народов». Здесь эту роль должны были сыграть мраморные доски с письмами ленинградцев И.В. Сталину
Секрет №3. Одинокий Ленин
Ленина в ленинградском метро всегда было много. Оно носило и имя Ильича, и было награждено соответствующим орденом. Но тот бюст, что на станции «Кировский завод» (работы Николая Дыдыкина) фактически один. Сегодня он смотрится одиноко, и не исключено, что его скоро придется куда-то переставлять, поскольку в этом месте будет обустроен переход на станцию «Путиловская».
Такая странная сиротливость памятника объясняется тем, что он появился в последний момент. Еще на проекте 1949 года видно, что здесь должен был стоять памятник Сергею Мироновичу Кирову. Вроде памятника работы Томского, который украшает Кировскую площадь. Почему Мироныча «в полный рост» решили поменять на бюст Ильича – непонятно.
Секрет №4. «Московский» тоннель
Перегон между «Кировским заводом» и «Автово» не покажется каким-то необычным. Но нюанс здесь есть. Диаметр тоннеля составляет 6 метров, как в Московском метро, в то время как все остальные тоннели делались с диаметром 5,5 метров. Вроде разница небольшая – но экономия чугунной обделки достаточно существенное, особенно для послевоенного времени. Почему получился такой странный тоннель – специалисты спорят. Вероятно, решение о переходе на меньший диаметр было сделано уже в процессе строительства, а этот тоннель успели сделать по «московскому стандарту». Другая вероятная причина в том, что метро здесь заметно поднимается вверх. Глубина «Кировского завода» - 50 метров, а «Автово» - уже всего 12.
Секрет №5. Храм за 5 долларов
Наземный павильон по размаху ничуть не уступает подземному.
Поиск решения, судя по эскизам архитектора станции Александра Андреева, происходил уже в то время, когда строился подземный вестибюль. В 1952 году (за три года до окончания стройки) он виделся еще таким.
Так себе… Не хватает стильности и лаконичности, свойственной ленинградской архитектуре.
Но потом проект резко меняется. За основу берется композиция древнегреческого храма, которая называется красивым словом «периптер». 44 колонны в два ряда поддерживают, извините за умное слово, антаблемент.
Но самое интересное, что этот наземный павильон можно найти на … обратной стороне купюры 5 долларов. Как он там оказался? Ответ простой. На американской купюре, конечно, не наша станция метро, а практически идентичный Мемориал Линкольна в Вашингтоне.
Просто оба здания сделаны по одному древнегреческому образцу. Классика и есть классика.
О том, какие неожиданные достопримечательности можно найти в автовских дворах, читайте здесь
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL