Скажу сразу-я не критик. Я описываю (может и с ошибками) свои ощущения. Я не буду хвалить или ругать, а тем более учить, как надо, снимать.
Сегодня поделюсь своим впечатлением об одном из своих любимых фильмах - "Семьдесят два градуса ниже нуля".
Фильм про советских полярников, членах отряда санно-гусеничного поезда, доставившего на антарктическую станцию Восток груз и возвращавшегося в самое холодное время- апреле.
Начальника поезда -Гаврилова-играет великий Николай Крючков...так же в фильме снимались молодые Янковский, Абдулов, Кононов, Сергей Иванов (Кузнечик из "В бой идут одни старики")...
Доставив груз на Восток, экипаж поезда стоит перед выбором - оставив технику на Востоке улететь на Мирный самолётом. штурман поезда (Янковский) улетает..и вроде бы антигерой...но. Взлетевший самолёт невозможно вернуть, а он упрашивает пилотов - ведь он понимает что бросил товарищей, им врят ли дойти до Мирного без штурмана...
Остальной экипаж принимает решение - идти к станции Мирный, не смотря на опасность
И вот, колонна вездеходов (кстати, это АТ-Т, мощные машины -тяжелые артиллерийские тягачи, с танковыми двигателями) возглавляемая уникальным вездеходом Харьковчанка, созданная умельцами Харьковского завода транспортного машиностроения имени Малышева (изделие С404, на базе всё того же АТ-Т)
И вот, при понижении температуры, до -62С, топливо превращается в густой студень. Человек ответственный за подготовку топлива - должен был разбавить керосином, не сделал этого.
И вот, на морозе, разогревая в бочках замёрзшую соляру, полярники медленно двигаются по антарктическому куполу Земли
В этот момент кажется всё против них...двое суток поезд стоит пережидая метель, температура ниже шестидесяти градусов...
Сбивается в метели с пути тягач Боксёра (Абдулов), и его ищут. В столовой случается пожар, и сгорает теплый вагон. Сгорает еда, газовые баллоны, курево....ломается, идущий последним, вездеход Горелова и он едва не погибает.
Горячее масло, из порванного шланга, намерзает на лыжи прицепа с топливом, и экипаж поезда, выкопав траншею, срубает его зубилом...мелкими кусочками, отогрев факелом оттирает с поверхности лыжи, так как не может двигаться волокуша....
Преодолевая мороз, ветер, метель, поезд доходит до пояса трещин, и не может найти проход, так как нет штурмана. И штурман сбегает, угнав вездеход, находит проход и находит поезд, при этом вездеход штурмана Нехеева проваливается в трещину и он идёт пешком.
....Хэппи энд. По советски...все герои, даже тот кто смалодушничал...совершает поступок, которым спасает товарищей. Мне, едва не замёрзшему на зимнике, и ощущающему холод от воспомимнаний, даже в летнюю жару, фильм показывается со спецэффектами - спина РЕАЛЬНО мёрзнет...я ощущаю этот реально страшный мороз...
...Фильм снят по мотивам одноимённой повести Владимира Санина. Читать, рекомендую, после просмотра фильма....Режиссёры фильма Сергей Данилин и Евгений Татарский, на киностудии Ленфильм в 1976 году. В фильме звучит песня Владимира Высоцкого "Белое безмолвие", изначально написанная для "Земли Санникова".