Эскадренный миноносец «Фубуки» известен как эсминец «специального» типа, а также является представителем эскадренных миноносцев Императорского флота Японии, родоначальником достаточно многочисленной серии кораблей одноименного типа.
На момент создания ЭМ данного типа по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) не имели аналогов в мире. Установив новые стандарты и получив название «первые в мире современные эсминцы», эти корабли оказали существенное влияние на мировое кораблестроение. Уже по планам строительства можно было сделать вывод, что проектные решения позволили создать неординарный ЭМ. Ведь изначально планировалась постройка 36 эсминцев (практически самая большая серия японских ЭМ), однако в период с 1926 по 1933 годы на японских верфях было построено всего 24 единицы. Но здесь, скорее всего, свою роль сыграли экономические причины и реальные мощности японского судостроения (как тут не сравнить с постройкой сотен американских ЭМ типа «Уикс» и «Клемсон»). Все они, за исключением ЭМ «Миюки», затонувшего после столкновения с эсминцем «Инадзума» во время маневров вблизи Кореи в июне 1934 года, приняли самое активное участие в японо-китайской и Второй мировой войнах и почти все были потеряны в ходе боевых действий. Итак, давайте познакомимся с этими эсминцами поближе.
После завершения Первой мировой войны, в которой ЭМ показали себя и как эффективными боевыми единицами, и как многоцелевыми кораблями, японскому Морскому генеральному штабу (МГШ) пришлось существенно скорректировать свои планы по строительству флота и начать проработку «новой концепции» создания военно-морских сил. В первую очередь это объяснялось требованиями заключенного в феврале 1922 года в Вашингтоне договора об ограничении морских вооружений, похоронившего «План 8+8». Японский флот взял курс на достижение качественного превосходства над противником в стратегическом и тактическом планировании, в разработке новых и совершенствовании прежних видов вооружения, в создании новых и модернизации находящихся в строю боевых кораблей.
«Новая оборонительная политика Империи», опубликованная 28 февраля 1923 года, включала в себя минимальную численность флота, согласно которой на вооружении должно было быть 10 ЛК, 40 тяжелых и 16 легких КР, 144 ЭМ и 70 ПЛ. У кого-то может вызвать удивление такое «некруглое» число, определяющее количество эсминцев. Однако в его основе точный расчет – именно такое количество кораблей водоизмещением по 1 400 т можно было построить, чтобы не нарушить ограничения Вашингтонской конференции. Именно такой лимит в 201 600 т был отведен редакцией «Новой оборонительной политики Империи» для эсминцев.
Оценивая возможности вероятного противника (а к нему в первую очередь отнесли США вместе с СССР, Китаем и Великобританией), перед новыми ЭМ ставилась задача атаки линкоров нового поколения (как правило, двигающихся в составе охранения), обладавших высокой скоростью хода, мощным бронированием и многочисленной скорострельной артиллерией. Для этого новые японские ЭМ должны были иметь высокую скорость (около 40 узлов), мощное торпедное и артиллерийское вооружение, что позволяло бы проводить торпедные атаки не подвергаясь «плотному» огневому воздействию противника.
Работы над проектом нового ЭМ были начаты в ноябре 1922 года, когда МГШ Императорского флота Японии разработал и выдал техническое задание на проектирование эскадренного миноносца водоизмещением 2 000 тонн с максимальной скоростью хода до 40 узлов, дальностью плаванья 4 000 морских миль на скорости 14 узлов, с вооружением из двух спаренных 120-мм или 127-мм установок, 76-мм зенитным орудием и с 2х3 ТА для новых 610-мм торпед «Типа 8». Сразу видно, что водоизмещение нового корабля существенно отличалось от запланированных 1 400 т, однако к этому времени МГШ несколько пересмотрел свои взгляды на требуемые корабли. Особенно с учетом того, что новые ЭМ предполагалось использовать в тесном взаимодействии с тяжелыми КР, причем на всем Тихоокеанском театре. Однако вынужденный пойти на увеличение водоизмещение кораблей и соответственно уменьшение их количества МГШ выдвинул требования по размещению максимально возможного вооружения.
В апреле 1923 года Кораблестроительной секцией Морского технического департамента был представлен проект эсминца (шифр F42). Основные ТТХ этого проекта: водоизмещение 1 900 тонн, максимальная скорость хода 39 узлов, дальность плавания 4 000 морских миль (14 узлов), вооружение 2х2-127-мм/50 орудия (боезапас 800 выстрелов), 76-мм зенитное орудие и 3х3-610-мм ТА для торпед «Тип 8» (9 запасных торпед). Однако при рассмотрении в МГШ проект F42 не получил поддержки, и его отправили на доработку. Скорректированный проект был снова представлен комиссии МГШ флота Японии на рассмотрение уже 25 февраля 1924 года. Основные отличия от предыдущего варианта заключались в снижении водоизмещения на 250 тонн, усилении ПВО за счет добавления четырех 40-мм зенитных автоматов, добавлении третьей спаренной 127-мм/50 установки и замене силовой установки на менее мощную (скорость до 38 узлов). Снижение параметров ЭМ по водоизмещению и мощности силовой установки были продиктованы желанием выполнять подписанные и принятые Вашингтонским договором ограничения. Однако и этот проект не стал окончательным, так же, как и предыдущие варианты, он был подвергнут критике и отправлен на доработку.
25 августа 1924 года Морской технический департамент представил на рассмотрение комиссии Морского Генерального штаба Императорского флота Японии новый проект ЭМ, получивший шифр F43. Предложенный главным конструктором капитаном 2-го ранга Кикуо Фудзимото проект эсминца имел следующие особенности: было незначительно увеличено водоизмещение (до 1 680 тонн), что позволило увеличить дальность плавания до 5 000 морских миль (14 узлов), хотя и привело к снижению скорости до 35 узлов, вооружение включало 3х2-127-мм/50 орудия ГК, смонтированных на новых лафетах, помещенных в пыле- и газонепроницаемые башни с противоосколочной защитой, 1х1-76-мм зенитное орудие, 2-40-мм зенитных автомата, 2х1-7.7-мм пулемета, 3х3-610-мм торпедных аппарата для торпед «Тип 8» и два кормовых бомбосбрасывателя глубинных бомб (ГБ). Увеличенная дальность плавания стала решающим фактором для положительного решения комиссии МГШ, проект F43 был утвержден, и было принято решение о серийном производстве новых кораблей.
Проект F43 стал своего рода «инновационным» и содержал настолько много конструктивных и технологических нововведений (увеличенный полубак, особое размещение ТА, впервые появившиеся на эсминцах закрытые башни ГК, применение дюралюминия для конструкций ЭМ, закрытый мостик, впервые предусмотренный на японских ЭМ и т.д.) по сравнению с предыдущими проектами эсминцев и миноносцев («Минекадзе», «Моми», «Камикадзе», «Вакатаке» и «Муцуки»), что сразу получил еще одно название – «специальный тип».
Как мы уже отметили, всего было заложено и построено 24 корабля данного типа, причем строительство велось тремя сериями. Головной корабль «Фубуки» («Снежный шторм») был заложен на верфи ВМФ Косакубу в Майдзуру 19 июня 1926 года, в ноябре 1927 года был спущен на воду и в августе 1928 года вошел в состав флота.
Первая серия эсминцев типа «Фубуки» состояла из 10 кораблей и была введена в строй с 1928 по 1929 год. Конструкция этих кораблей немного отличалась от последующих в серии. Так, дальномерный пост на них располагался на капитанском мостике, также они имели отдельную рубку управления орудийным огнем, и 127-мм орудия были размещены в башнях «Тип A», обеспечивавших угол возвышения орудий не более 40 градусов, и не имели раздельного наведения. Так же отличительной чертой первой серии кораблей было отсутствие вентиляторных решеток над дымовыми трубами.
Вторая серия эскадренных миноносцев типа «Фубуки», известных также как подтип «Аянами» («Волны, своей красотой напоминающие переплетение шелка») (по первому кораблю в подсерии) состояла из 10 кораблей, строилась с 1928 по 1931 год. Корабли этой серии получили большую по размеру надстройку, которая включала дальномерный мостик, прибор наблюдения за азимутом компаса, рубку управления артиллерийским огнем, а также командно-дальномерный пост. Кроме того, они получили раструбы вентиляторов котельных отделений измененной формы, что снизило их заливаемость водой. Также были установлены новые башни ГК «тип B», которые обеспечивали независимое вертикальное наведение орудий и угол возвышения до 75° для зенитного огня, что было реализовано на ЭМ впервые в мире.
Третья серия эсминцев типа «Фубуки», известных также как подтип «Акацуки» («Утренняя заря», один из вариантов перевода) (по первому кораблю в подсерии), состояла из 4 кораблей, была заложена в 1930 году и вошла в строй до апреля 1933 года (последний – «Хибики» вошел в строй 31 марта 1933 года). Эта серия отличалась от предыдущих модернизированнной силовой установкой, что позволило увеличить ее мощность, а так же корабли этой серии получили уникальную противоосколочную защиту торпедного вооружения (была разработана специальная «башня»-кожух для торпедных аппаратов), что позволяло осуществлять перезарядку торпедных аппаратов в относительной безопасности прямо во время боя. Такой защиты торпедного вооружения не имел в то время ни один эсминец в мире. Обращаем внимание, что, начиная с 1930 года, подобные усовершенствования были проведены и на остальных эсминцах всей серии.
Здесь необходимо отметить, что отличия ЭМ как между сериями, так и между кораблями не ограничивались только тем, что представлено выше. Эсминцы каждой из серий, несмотря на внешнюю схожесть, обладали достаточным количеством мелких различий. В своей новой книге «Эскадренные миноносцы типа «Фубуки», вышедшей в 2015 году в серии «Мидель-шпангоут», П.П. Васильев достаточно подробно рассматривает этот вопрос, приводя как текстовое описание, так и сравнение силуэтов кораблей данного типа для представления имеющихся изменений. Так, он отмечает: «… даже обратившись к чертежам вполне однотипных кораблей первой серии «Хацуюки» и «Миюки», нельзя не обратить внимание на заметное различие в расположении палубных лебедок и вентиляционных дефлекторов на полубаке и в кормовой части палубы, менявшееся в ходе ремонтов и модернизаций».
Так же довольно интересно, что ЭМ первой серии имели асимметричную форму кормовой палубы полубака, эсминцы даже одной серии отличались количеством иллюминаторов в носовой части корпуса, имелись отличия в форме переговорных труб в районе ТА, форме труб вентиляций камбуза, форме наблюдательных постов на фок-мачте и др. Высота дымовых труб на «Усио», «Акебоно» и «Оборо» была меньше в сравнении с «систершипами» второй серии. Существенным отличием считается и измененная форма башен 127-мм орудий, которые начали устанавливаться на эсминцы второй серии, и площадки зенитных автоматов вблизи второй дымовой трубы. Данный перечень различий не претендует на полноту, и любой желающий может продолжить изучение данного вопроса, при этом следует быть готовым к тому, что разные документы не всегда однозначно и одинаково трактуют различия. Рассмотрим некоторые особенности кораблей этого типа.
Эсминцы «специального» типа получили длинный полубак, шедший от форштевня до первой дымовой трубы, с заметным его подъемом в носовой оконечности и «развалами» бортов. Форма форштевня имела уже традиционную «волну», близкую по очертаниям к букве «S» (по типу легкого КР «Юбари»). При первом знакомстве с кораблями данного типа сразу отмечаешь, что архитектура новых эсминцев не имела ничего общего с ЭМ старых типов. Они получили более крупный корпус (118,4 м х 10,36 м х 3,2 м), для изготовления которого применялась конструкционная сталь повышенной прочности, часть надстроек изготавливалась из дюралюминия, для сборки корпуса впервые в японском кораблестроении была применена электросварка, для уменьшения гидродинамического сопротивления корпуса ЭМ листы обшивки сваривались встык (в последующем эти «инновации» сыграют «дурную» шутку с кораблями данного типа). Носовая надстройка новых ЭМ была перенесена на полубак, впервые на японских эсминцах сделали закрытый ходовой мостик. Непотопляемость эсминцев типа «Фубуки» обеспечивалась разделением корпуса поперечными переборками, доходившими до уровня верхней палубы, на 16 водонепроницаемых отсеков.
В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) эскадренные миноносцы типа «Фубуки» получили два турбозубчатых агрегата системы «Кампон» суммарной мощностью 50 000 л.с., пар для которых вырабатывался четырьмя паровыми котлами «Ро-Го» (на последней серии – три котла). ГЭУ была размещена линейно: сначала три котельных отделения (КО), за ними два машинных. Дымоходы от КО сводились в две широкие наклонные дымовые трубы. Четыре ЭМ последней серии имели два котельных отделения с тремя более мощными котлами, это отразилось как на увеличении скорости кораблей (до 38 узлов), так и на уменьшении размеров первой дымовой трубы, что стало их отличительной чертой от эсминцев предыдущих серий.
Основной особенностью эсминцев типа «Фубуки» считается мощное артиллерийское вооружение из шести 127-мм/50орудий «тип 3», размещенных в трех двухорудийных башенных установках. Это были первые японские ЭМ с таким мощным артиллерийским вооружением. Башенные артиллерийские установки ЭМ типа «Фубуки» обеспечивали надежную защиту расчетов и механизмов орудий от брызг и волн, однако были абсолютно «прозрачны» не только для снарядов, но и для осколков, так как имели толщину листов около 3,2 мм.
Отметим, что в ходе строительства орудийные установки совершенствовались. Первые 10 ЭМ (1-й серия) получили спаренные 127-мм/50 установки «тип А», имевшие массу 32 тонны и максимальный угол возвышения 40 градусов, скорость горизонтального наведения 4-5 градусов в секунду и механизированную систему подачи снарядов (скорострельность – 10 выст/ мин. на ствол). Дальность стрельбы ОФ снаряда весом в 23 килограмма составляла 18 269 метров при максимальном угле возвышения. Башенные установки располагались в носовой и кормовой частях, орудийный расчет одной башни состоял из 15 человек. При всех достоинствах этих АУ эксперты отмечали и недостатки – отсутствие раздельного наведения орудий (орудия могли поднимать только одновременно) и малый угол возвышения.
Последующие серии ЭМ типа «Фубуки» получили уже более совершенные спаренные 127-мм/50 установки ГК «тип В», имевшие массу 32 тонны, но с раздельным наведением орудий и увеличенным до 75 градусов максимальным углом возвышения, а главное – они получили усовершенствованную систему управления огнем. Однако, как потом показал опыт боевого применения кораблей, даже увеличенный до 75 градусов угол возвышения на АУ «тип В» был недостаточным для эффективного ведения зенитного огня.
Но если орудия ГК эсминцев «специального типа» были относительно совершенными, хотя и не без недостатков, то с зенитным вооружением «Фубуки» и его систершипов проблем было гораздо больше. Еще в ходе строительства первых кораблей этого типа было решено отказаться от предусмотренных проектом зенитного 76-мм орудия и 40-мм зенитных автоматов – все по причине жесткого весового ограничения. И в результате этого «передовые и совершенные эсминцы» первой серии в качестве зенитного вооружения получили только два 7,7 мм пулемета «Льюис», возможно, в конце 20-х годов ХХ века это считалось достаточным.
На эсминцы второй и третьей серий (начиная с ЭМ «Аянами») устанавливали уже 12,7-мм зенитные пулеметы фирмы «Виккерс»: как правило, устанавливалось по два 12,7-мм пулемета («тип 92») на легкой площадке перед кормовой дымовой трубой. Появление и установка 12.7-мм пулеметов «Виккерс» на ЭМ типа «Фубуки» было вынужденной мерой, связанной с задержкой принятия на вооружение новой зенитной артсистемы – 13,2-мм зенитного автомата «тип 93», созданного на базе автоматов фирмы «Гочкис». В справочной литературе отмечается, что на эсминцах «специального» типа эта система стала появляться лишь в конце 30 годов в виде спаренной установки «тип 93». Так, с 1939 по 1940 год на ЭМ типа «Фубуки» 1-й серии установили по одной спаренной установке, а корабли 2-й и 3-й серий получили по две спаренные установки. Однако это были не окончательные варианты, в ходе войны зенитное вооружение кораблей постоянно менялось.
Если с зенитным вооружением у новых кораблей было не все «благополучно», то значимость и мощь торпедного никто не оспаривал. Проектное торпедное вооружение ЭМ состояло из 3 трехтрубных 610-мм торпедных аппаратов «тип 12» с механизированной системой перезарядки под парогазовые торпеды «Тип 8», принятые на вооружение в 1920 году. Боезапас торпедного вооружения составлял всего 9 запасных торпед (длина 8,42 м, вес боевой части – 346 кг, дальность хода – 10 км (38 узлов), 15 км (32 узла) и 20 км (27 узлов).
При размещении торпедного вооружения на ЭМ типа «Фубуки» конструкторы отказались от ставшей традиционной для японских ЭМ и миноносцев установки ТА между срезом полубака и носовой надстройкой. На ЭМ «специального» типа один ТА разместили в средней части корабля, установив его между дымовыми трубами на кожухе котельных отделений, а два других – в диаметральной плоскости на верхней палубе за дымоходами. Отметим, что центральная труба ТА «тип 12» устанавливалась на 16 см выше крайних, что было отличительной особенностью данной системы вооружения.
В последующем 610-мм торпеды «тип 8» были заменены на более мощные парогазовые 610-мм торпеды «тип 90», способные поражать цели на большем удалении (дальность хода 7,5 км при скорости в 46 узлов, 10 км при скорости в 43 узла и 15 км при скорости в 35 узлов). В 1935 году началось производство кислородных торпед «Тип 93», так называемых «Long Lance» («Длинное копье»). Данные по вооружению эсминцев типа «Фубуки» такими торпедами в разных источниках различаются. Встречается упоминание, что в годы войны с 1943 по 1945 годы такие торпеды были поставлены на шесть ЭМ типа «Фубуки» («Акэбоно», «Хибики», «Уранами», «Усио», «Усугумо» и «Югири»). Как, впрочем, и тот факт, что кислородные торпеды на эсминцах «специального типа» никогда не использовались. Проектное противолодочное вооружение ЭМ типа «Фубуки» состояло из двух бомбометов «Тип 81» с зарядными стеллажами и двух кормовых бомбосбрасывателей с боезапасом в 18 глубинных бомб «Тип 88» и «Тип 91».
При всем относительном совершенстве проекта за более чем 10 лет от ввода в строй первого ЭМ типа «Фубуки» до начала войны на Тихом океане корабли прошли несколько модификаций от «косметических» до существенных. Например, в 1930-1931 годах на ЭМ «Фубуки» первой серии была изменена форма срезов дымовых труб путем установки на них сверху характерных скошенных козырьков. Следующий этап модернизаций включал в себя оборудование ЭМ под использование новых более мощных торпед «Тип 90» взамен «Тип 8», а также прокладку телефонной связи между постом торпедной стрельбы и ТА. Были проведены работы и по монтажу специальных защитных кожухов для торпедных аппаратов. В 1930-1931 годах такие кожухи для ТА начинают устанавливать на ЭМ «Сиракумо» и «Синономе», в 1932 году такие «башни» получает ЭМ «Усугумо», в 1933 году – «Хацуюки», в 1934 году – «Уранами» и «Исонами», в 1935 году – «Миракумо». ЭМ «специального» типа 2-й серии получили такие кожухи во время модернизации с 1936 года.
При всем своем совершенстве и превосходстве над всеми другими кораблями данного класса ЭМ типа «Фубуки» имели ряд существенных проблем. Большое количество вооружений при относительно небольшом водоизмещении в изначальном проекте F43 вызывали проблемы с остойчивостью и прочностью корпуса. И если проблема с остойчивостью, особенно после случая с ЭМ «Томодзуру», была частично решена за счет увеличения балласта, сокращения боезапаса и замены некоторых сварных конструкций на клепаные, то прочность корпуса в целом так и осталась относительно слабой. И эта проблема особо остро проявилась во время так называемого «Инцидента с 4 флотом», в котором довелось поучаствовать десяти ЭМ типа «Фубуки», и все они получили повреждения от удара тайфуна, в который попали корабли флота.
Особенно сильные повреждения получили два ЭМ типа «Фубуки» – «Югири» и «Хацуюки». Эсминец «Югири» получил несколько ударов волн высотой до 15 метров. Было выбито все остекление ходового мостика и оторвана носовая часть. Разлом произошел непосредственно перед носовой надстройкой, и отломившаяся часть быстро затонула, при этом погиб 21 член экипажа (по другим данным – 27). Тяжелые повреждения получил ЭМ «Хацуюки», из-за усилившегося ветра волны стали накрывать надстройку, и вода стала проникать во внутренние помещения. Аварийные партии не успевали проводить откачку воды, и в сочетании с большим волнением это привело к крену в 60-70 градусов. В результате сильнейших ударов волн деформировало носовую трубу, повредило вентиляционные раструбы носового КО, в районе верхней палубы появилась трещина, а затем от нескончаемых и мощнейших ударов волн оторвало носовую часть (погибло 25 членов экипажа).
Остальные ЭМ типа «Фубуки» получили не менее тяжкие повреждения во время урагана. У эсминца «Усио» была почти оторвана кормовая оконечность, имелись многочисленные трещины в корпусе, на ЭМ «Оборо» и «Сиракумо» носовые надстройки и обшивка корпуса в носовой части получили значительные деформации и разрывы. Были значительно деформированы и имели трещины, нарушившие водонепроницаемость, в носовой и кормовой оконечностях «Миракумо» и «Акебоно». ЭМ «Амагири» и «Усугумо» получили легкие повреждения корпуса, а эсминец «Сираюки» имел разрыв наружной обшивки в носовой части. Показательны цифры потерь в личном составе: всего на кораблях Четвертого флота погибли или пропали без вести 54 человека, из них 46 в результате повреждений на эсминцах типа «Фубуки».
В ходе расследования было отмечено, что при определении продольной прочности ЭМ типа «Фубуки» в расчетах использовалось воздействие волн меньшего размера, что и привело в итоге к таким результатам. Вывод был очевиден – продольная прочность ЭМ типа «Фубуки» была недостаточной, и в последующие годы эсминцы «специального» типа подверглись соответствующей перестройке и модернизации. Любопытно, что повреждения, полученные в тайфуне ЭМ старых типов («Минекадзе», «Камикадзе», «Муцуки» и др.) с клепаными корпусами и надстройками, оказались гораздо менее серьезными. И это при том, что изначально при разработке проекта ЭМ типа «Фубуки» японские конструкторы особое внимание уделили именно мореходности. Выявленные недостатки в конструкции эсминцев типа «Фубуки» потребовали основательной реконструкции кораблей, целью которой являлось увеличение прочности корпуса и улучшение остойчивости.
В ходе работ по усилению корпуса ЭМ типа «Фубуки» стальные листы палубы полубака толщиной 3-4 мм заменялись на более толстые (4-8 мм), были заменены на более толстые стальные листы и на участке палубы, прилегающей к кормовой 127-мм/50 установке ГК, были усилены листы бортовой обшивки. Интересно, что для выполнения этих работ приходилось целиком демонтировать носовую надстройку, а потом заново ставить ее на место. Чтобы эти изменения не ухудшили остойчивость кораблей и для компенсации 80-тонной прибавки «верхнего» веса на ЭМ «Фубуки», «Сираюки», «Хацуюки», «Миракумо», «Синономе», «Усугумо», «Сиракумо», «Исонами», «Уранами», «Аянами», «Сикинами», «Асагири» и «Югири» в трюмах уложили 65 тонн балласта. А на эсминцах «Амагири», «Сагири», «Оборо», «Акебоно», «Сазанами», «Усио», «Акацуки», «Икадзухи», «Инадзума» и «Хибики» для обеспечения продольной прочности корпуса установили киль высотой 168 мм, заполненный внутри для балласта 110 тоннами свинца. Кроме этого был проведен еще целый комплекс мероприятий по реконструкции: укреплены переборки, водонепроницаемые двери и люки, демонтированы многочисленные вентиляционные раструбы, снижена высота котельного кожуха и убраны переговорные трубы. На ЭМ типа «Фубуки» третьей серии кардинально переделали носовую надстройку, где уменьшили размеры ходового мостика за счет демонтажа двух ярусов с постами управления артиллерийским и торпедным огнем. Кроме того, на 30 % был сокращен боезапас 127-мм/50 установок ГК – с 180 до 120 выстрелов на ствол, демонтировали один из двух учебных станков 127-мм/50 орудий, уменьшили количество запасных торпед (до трех).
Проведенные работы позволили на время забыть о проблемах и сконцентрироваться непосредственно на боевом применении данных эсминцев. Однако с началом войны на Тихом океане к модернизации ЭМ типа «Фубуки» вновь вернулись, на этот раз свои требования предъявила именно война, поэтому главными и особо заметными модернизациями в этот период были работы по усилению ПВО и улучшению противолодочного вооружения. Первые же бои показали, что одна-две спаренных установки 13,2 мм пулеметов (тип 93), которые были установлены на ЭМ типа «Фубуки», не способны обеспечить эффективную ПВО корабля. В период с июня по ноябрь 1942 года от авиации противника были потеряны эсминцы «Асагири», «Муракумо» и «Оборо», а «Хибики», «Югири» и «Сиракумо» получили тяжелые повреждения.
По итогам боев у Гуадалканала и последующих боев к апрелю 1943 года все оставшиеся эсминцы типа «Фубуки» вооружили тремя спаренными 13,2-мм пулеметами «Тип 93», но это существенно не усилило ПВО кораблей – к середине 1943 года уже 5 ЭМ типа «Фубуки» стали жертвами авиации противника. Следующей попыткой усиления ПВО стала замена 13,2 мм пулеметов на три спаренных 25-мм автомата «Тип 96». Такая модернизация являлась наиболее простым решением и не требовала большего объема корпусных работ. Однако базовой для усиления ПВО эсминцев стала схема (в соответствии с «Секретной директивой военно-морского флота № 2098»), предусматривающая демонтаж одной из спаренных 127-мм/50 установок ГК, расположенной на кормовой надстройке и за счет этого установку 14-ти 25-мм автоматов «Тип 96». Работы по этой схеме продвигались достаточно медленно, так как проводились на заводах метрополии и требовали вывода корабля из боевого состава флота. В последние месяцы войны в условиях господства американской авиации на уцелевшие ЭМ типа «Фубуки» устанавливали дополнительные одноствольные 25-мм автоматы «Тип 96», а начиная с лета 1944 года и старые 13,2-мм автоматы «Тип 93».
Рекордсменами по количеству установленных средств ПВО среди эсминцев типа «Фубуки» стали:
- ЭМ «Сикинами» – корабль сохранил три спаренные 127-мм/50 установки ГК и нес три спаренных 25-мм автомата «Тип 96» и 10 одноствольных автоматов того же калибра (таким образом общее количество 25-мм автоматов «Тип 96» составляло 16 штук);
- ЭМ «Уранами» после демонтажа одной из спаренных 127-мм/50 установок ГК нес на вооружении 24 единицы 25-мм автоматов «Тип 96» (4х3, 1х2, 10х1) и 2 спаренных 13.2-мм автомата «Тип 93» (2х2);
- На ЭМ «Хибики» общее число 25-мм автоматов «Тип 96» составляло 28 штук (4х3, 1х2, 14х1). Причем эсминец «Хибики» дважды бил рекорд по количеству средств ПВО. В марте 1945 года на верфи в Куре на него установили еще 6 дополнительных одноствольных 25-мм автоматов «Тип 96», после чего их общее количество составило 34 штуки (4х3, 1х2, 20х1).
Тем, кто желает более подробно разобраться со всеми нюансами перевооружений и вариантами усиления ПВО на эсминцах «специального типа», рекомендуем изучить книгу П.П. Васильева по этим кораблям.
Однако не только слабость ПВО была выявлена в ходе боевых действий – потребовалось и улучшение противолодочного вооружения, это в итоге свелось к установке гидролокаторов (сонаров) на ЭМ «специального типа». Уже 1 июля первые образцы сонара «тип 93» были установлены на ЭМ «Исонами» и «Уранами». Такой же гидролокатор получил в 1942 году ЭМ «Аянами», а в 1943 году – «Югири», «Исонами» и «Сазанами». К 1944 году с помощью немецких специалистов был изготовлен новый гидролокатор «Тип 3», который вскоре получили все семь уцелевших эсминцев типа «Фубуки» («Сиракумо», «Амагири», «Уранами», «Сикинами», «Икадзухи», «Инадзума» и «Хибики»).
Также на этих кораблях с осени 1943 года был увеличен запас глубинных бомб вдвое (с 18 до 36 штук), были переделаны рельсовые направляющие кормового бомбосбрасывателя по левому борту. Таким образом, разработав достаточно революционный проект, командование японского флота получило вполне удачные корабли, и неслучайно, несмотря на низкую остойчивость, конструкция ЭМ «специального типа» так или иначе неоднократно повторялась в последующих сериях японских эсминцев.
И в заключении назовем все корабли данного типа (хотя, возможно, где-то вы, может быть, встретите иное толкование этих названий, и это не удивительно при всем многообразии переводов и пояснений):
- первая серия: «Фубуки» («Снежный шторм») (головной), «Сираюки» («Белый снег»), «Хацуюки» («Первый снег наступающего сезона»), «Миюки» («Глубокий снег»), «Муракумо» («Скопление дождевых облаков»), «Синономе» («Туманный рассвет»), «Усугумо» («Легкая туманная дымка, тающие облака»), «Сиракумо» («Белые облака»), «Исонами» («Волны на пляже»), «Уранами» («Волны внутри бухты»);
- вторая серия: «Аянами» («Волны, своей красотой напоминающие переплетение шелка»), «Сикинами» («Волны, бегущие друг за другом»), «Асагири» («Утренняя дымка»), «Югири» («Вечерняя дымка»), «Амагири» («Небесная дымка»), «Сагири» («Дымка»), «Оборо» («Дымка рассеивающая лунный свет»), «Акебоно» («Рассвет»), «Сазанами» («Гребни бегущих волн, рябь на море»), «Усио» («Прилив»);
- третья серия: «Акацуки» («Утренняя заря», «Время между глубокой ночью и восходом солнца»), «Хибики» («Эхо»), «Икадзухи» («Гром»), «Инадзума» («Молния»).
В дальнейшем поговорим о боевом пути эсминцев данного типа.