Найти в Дзене
LearnOff — русский язык

К 100-летию Рея Брэдбери. Брэдбери, Хемингуэй и «Семейка Аддамс» — что их объединяет?

Оглавление

10 малоизвестных фактов о Рэе Брэдбери, которому сегодня, 22 августа, исполнилось бы ровно 100 лет.

1.

Первый вариант романа «451 градус по Фаренгейту» (1953) — рассказ «Пожарный» в 25 000 слов — Брэдбери написал всего за 9 дней на взятой напрокат пишущей машинке в хранилище библиотеки Университета Лос-Анджелеса. Роман сначала публиковался частями в журнале Playboy в марте-апреле 1954 года, поскольку ни одно книжное издательство не рискнуло опубликовать такой нонконформистский текст.

Разворот журнала Playboy со второй частью романа «451 градус по Фаренгейту»
Разворот журнала Playboy со второй частью романа «451 градус по Фаренгейту»

Однако до недавнего времени не было известно, что в процессе написания романа у него появился уникальный друг: Грегори, сын Эрнеста Хемингуэя. Каждое утро они встречались в одном и том же автобусе.

Хемингуэй-младший признался незнакомцу, что его любимые авторы — Азимов, Кларк и Брэдбери, и писателю пришлось раскрыть своё инкогнито. Они оставались друзьями в течение многих лет.

Эрнест Хемингуэй с сыном Грегори
Эрнест Хемингуэй с сыном Грегори

2.

Брэдбери не был указан в титрах ряда известных фильмов. В частности, он написал сценарий для «Царя царей» Николаса Рэя (1961), а также был автором идеи «Оно пришло из далёкого космоса» (1953). Кроме того, он был автором сценария нескольких эпизодов сериала «Альфред Хичкок представляет» (1955 — 1965), но отказался от возможности принять участие в создании сценария фильма Хичкока «Птицы» (1963, по известному рассказу Дафны Дюморье).

Альфред Хичкок на промо-фото фильма «Птицы»
Альфред Хичкок на промо-фото фильма «Птицы»

Позже писатель сожалел, что упустил такую возможность: ему крайне не понравился финал, сочинённый Эваном Хантером: 

«Если бы я его написал, это было бы красиво».

3.

Однажды знаменитый художник-карикатурист Чарльз Аддамс предложил Брэдбери объединить их вымышленные «семьи» персонажей и вместе создать то, что стало бы «Семейкой Аддамс». Хотя соавторство так и не сложилось, Аддамс независимо от этого, проиллюстрировал ряд историй Брэдбери.

Классический комикс Чарльза Аддамса из серии «Семейка Аддамс»
Классический комикс Чарльза Аддамса из серии «Семейка Аддамс»

4.

У Брэдбери есть именные комета, лунный кратер и корабль Звёздного Флота в «Звёздном пути: Следующее поколение» (Star Trek: The Next Generation, 1987 — 1994), названных в его честь влиятельными фанатами.

Команда Star Trek: The Next Generation (1987 — 1994)
Команда Star Trek: The Next Generation (1987 — 1994)

5.

Во многих смыслах Брэдбери был писателем-провидцем. В частности, в романе «451 градус по Фаренгейту» предсказано изобретение телевизоров с плоским экраном, датчиков слежения и камер наблюдения, беспроводных наушников-вкладышей и банкоматов.

Механический пёс Брэдбери — прототип современной собаки-робота (иллюстрация: Vladimir Verano)
Механический пёс Брэдбери — прототип современной собаки-робота (иллюстрация: Vladimir Verano)

Но только позже Брэдбери понял, насколько тонкими были его подсознательные инстинкты: сам того не осознавая, он назвал четырёх главных героев романа ... в честь компании-производителя туалетной бумаги (Montag), компании-производителя карандашей (Faber), компании, выпускающей конверты (Granger), и ныне уже упразднённой сети магазинов канцтоваров (Beatty).

6.

Рэй Брэдбери никогда не учился в колледже. Вместо этого он ходил в библиотеку три раза в неделю, пока не женился в 27 лет:

«Меня вырастили библиотеки. Я не верю в колледжи и университеты. Я верю в библиотеки, потому что у большинства студентов нет денег. Когда я окончил школу, это было во время Великой депрессии, у нас не было денег. Я не cмог поступить в колледж, поэтому ходил в библиотеку три дня в неделю в течение 10 лет. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».
Брэдбери в библиотеке (фото с автографом писателя)
Брэдбери в библиотеке (фото с автографом писателя)

До конца жизни он регулярно организовывал сборы средств в пользу библиотек и отказывался прикасаться к устройствам для чтения электронных книг, таким как Amazon Kindle.

7.

Помимо романов и рассказов, Брэдбери написал ряд пьес, сочинил научно-фантастическую оперетту, создал мультфильм, который был номинирован на «Оскар», разработал чертежи павильона США на Всемирной выставке 1964 года в Horton Plaza (Сан-Диего) и концепт тематического парка Disney's Epcot, посвящённого инновационным технологиям.

Рэй Брэдбери представляет макет парка Disney's Epcot
Рэй Брэдбери представляет макет парка Disney's Epcot

8.

Его самый смелый поступок — публикация промо-статей в поддержку романа «Марсианские хроники» (1950), критикующих панику вокруг «красной угрозы» на пике маккартизма (1947—1957), как раз в то время, когда его заработок напрямую зависел от Голливуда. И, хотя это означало потерю агента и многих друзей, которые были слишком напуганы, чтобы его поддержать, Брэдбери был уверен: его не тронут — и оказался прав.

«Марсианские хроники»: иллюстрация Джозеф Энтони Маньяни (1950). Впоследствии Маньяни стал одним из личных иллюстраторов Брэдбери, оформив, в частности, первое издание «451 градуса по Фаренгейту».
«Марсианские хроники»: иллюстрация Джозеф Энтони Маньяни (1950). Впоследствии Маньяни стал одним из личных иллюстраторов Брэдбери, оформив, в частности, первое издание «451 градуса по Фаренгейту».

Через неделю Брэдбери получил новые предложения о сотрудничестве и больше никогда не испытывал проблем с работой.

9.

Несмотря на то, что Брэдбери был негласно провозглашён «поэтом космического века», до 62 лет он не поднимался даже на борт самолёта. До конца своих дней писатель не пользовался компьютером, работая за старой пишущей машинкой IBM Selectric или диктуя рассказы дочери по телефону.

Брэдбери в своём рабочем кабинете
Брэдбери в своём рабочем кабинете

Это было не так сложно: начиная с «451 градуса по Фаренгейту», Брэдбери редко писал более 2-х часов в день. Он объяснял это тем, что пишет очень быстро и почти не редактирует уже написанное.

10. Несмотря на всемирную известность, у Брэдбери всегда были проблемы с публикациями где бы то ни было, кроме научно-фантастических изданий. Талант Брэдбери как настоящего писателя, а не графомана-фантаста, распознал Трумэн Капоте, вытащив буквально из мусорной корзины рассказ «День возвращения» (1946) и убедив редактора модного тогда журнала «Мадемуазель» его приобрести.

Иллюстрация-коллаж Пола Батлера (1970) из личного архива Рэя Брэдбери
Иллюстрация-коллаж Пола Батлера (1970) из личного архива Рэя Брэдбери

Но влиятельный еженедельник The New Yorker за все годы творческий деятельности Брэдбери опубликовал только один из его рассказов, хотя в редакцию их поступило несколько сотен. Уже в 2000-х годах, за несколько лет до смерти Брэдбери, не менее влиятельный журнал The Paris Review отказался от публикации интервью с писателем, которое редакция признала «слишком восторженным».

-13