Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера. Гибрид ужа и ежа. "Дюпюи-де-Лом".

Достройка на плаву, 1891 год
Достройка на плаву, 1891 год
Достройка в доке
Достройка в доке
-3

15 мая 1895 года после долгих мучений с бракованными котлами в строй французского флота вступил ,наверно, сильнейший на тот момент крейсер мира-"Дюпюи де Лом". Невзирая на трудности с котлами и бракованными броневыми плитами,новый крейсер производил неизгладимое впечатление на современников. Хищный агрессивный силуэт с узким длинным сигарообразным корпусом, массивными боевыми мачтами, зарослями вентиляционных раструбов , двумя дымовыми трубами разного диаметра и множество маленьких башенок, ощетинившихся длинными стволами. Гибрид ужа и ежа.

Практически сразу крейсер вышел "в люди"- вместе с не менее харизматичным броненосцем "Ош" ("Hoche") и бронепалубным крейсером "Сюркуф" ("Surcouf") он посетил церемонию открытия Кильского канала в июне 1895 года. Приглашение кайзера на триумф тевтонской воли получили все морские державы.

Киль,1895
Киль,1895

На параде было две звезды-два броненосных крейсера двух союзных стран-французский "Дюпюи де Лом" и русский "Рюрик". У обоих был один и тот же враг-Британия. И совершенно разные концепции. Публика активно интересовалась обоими.

Крейсер вошел в состав Северной эскадры. На следующий год крейсер представлял Францию на франко-испанских торжествах 6 июня 1896 года,а в июле был дооборудован под президентскую яхту-на нем Президент Третьей республики провел круиз по атлантическому побережью.

-7
-8

-9
-10
-11

5 октября 1896 года,в составе эскадры из 21 корабля крейсер встретил салютом прибывшую во Францию с визитом императорскую яхту Николая II. 16 августа 1897 года с ответным визитом отправились в Россию крейсера Pothuau, Bruix и Surcoufe с Президентом Франции Феликсом Фором на борту. "Брюи" (Bruix ) уже через полчаса сломался и был заменен на "Дюпюи де Лом" . На борту у него были подарки императору с супругой от республиканской Франции. Догоняя основную эскадру крейсер на 17 узлах проскочил Большой Бельт ночью, да еще и без лоцмана, отказавшегося от рискованной операции."Лому" повезло,ни одна мель ему не попалась.Своих он догнал лишь 23 августа,в 30 милях от Кронштадта.

В том же 1897 году,в октябре, крейсеру,наконец,поставили скуловые кили,была решена проблема с бортовой качкой,корабль стал заметно устойчивее. Заодно попытались уменьшить влияние якорей на обзор комендоров(безуспешно),улучшили обзор наводчикам за счет изменения формы смотровых щелей с Т-образной на крестообразную. Замену же котлов на водотрубные отложили на следующий раз-до 1902 года.

-12

В 1898 году с корабля демонтировали станки 65-мм десантных орудий, и два 37-мм орудия с верхнего марса фок-мачты.

28 января 1901 года крейсер отправили в Спитхед,выразить от имени Франции соболезнования в связи с кончиной королевы Виктории.С 30 января до 4 февраля "Лом" выполнял сию почетную и скорбную миссию.Летом крейсер впервые побывал на Средиземном море,где принял участие в больших маневрах.

В октябре-ноябре 1901 года с марса сняли все 37 мм скорострелки и демонтировали поставленную в 1895 году автоматическую пушку Максима.

-13

 В брестском арсенале, 1895 г.
В брестском арсенале, 1895 г.

В 1902 году пришло,наконец,время для большой модернизации,которая продлилась около пяти лет.

Поставили водотрубные котлы Гюйо-Дю Тампля ( Guyot-du-Temple) , у корабля появилась третья дымовая труба, боевую грот-мачту заменили на сигнальную, в башнях смонтировали системы продувки стволов сжатым воздухом. Хотя новые котлы неплохо проявили себя в эксплуатации и оказались весьма надежными,но скорости крейсеру это не прибавило,20 узлов он так и не достиг,максимум 18,628 при 12 887,5 л.с. на форсированной тяге. Зато из-за изменения центровки ухудшилась мореходность, крейсер стал зарываться носом, черпая воду башнями и погребами . Пришлось разгружать носовую часть. Длительный и дорогостоящий ремонт ,по общему мнению,себя не оправдал.Поэтому предложение продолжить модернизацию крейсера было отклонено.

Практически сразу после испытаний крейсер зачислили в резерв.

Дюпюи де Лом перед переоборудованием в 1902 году
Дюпюи де Лом перед переоборудованием в 1902 году

 "Большая модернизация", 1902 г.
"Большая модернизация", 1902 г.
Лориан_1906-1907
Лориан_1906-1907

Включать устаревший экстравагантный корабль в состав боевых эскадр не стали-французы имели десятки более современных броненосных крейсеров.В итоге применение крейсеру все-таки нашли, он стал стационером в Марокко.1 октября 1908 года он заступил на вахту в Танжере, сменив броненосный крейсер "Клебер". В 1908 году прежнюю окраску(черный борт и надстройки цвета мокрой парусины)во французском флоте заменили на серо-голубую новую.

При осмотре в 1909 году было обнаружено,что подводная часть корабля подверглась сильной коррозии,но ремонтировать посчитали нерентабельным. Крейсер зачислили в категорию "В" как небоеспособный,перевели в резерв 2-й линии, поставили на прикол и стали готовить к списанию.

 "Дюпюи де Лом" в Лориане после возвращения из Марокко в 1909
"Дюпюи де Лом" в Лориане после возвращения из Марокко в 1909

Лориан_1910
Лориан_1910
-21

-22
-23
-24

Старый крейсер постепенно терял жизнеспособность. К 20 марта 1910 года его разоружили,20 февраля 1911 года пришло распоряжение о демонтаже машин и котлов. Шла подготовка к списанию.

Dupuy de Lôme под флагом Перу. 1913 год
Dupuy de Lôme под флагом Перу. 1913 год
Commandante Aguirre, бывший Dupuy de Lôme
Commandante Aguirre, бывший Dupuy de Lôme

Судьбу исторического корабля чуть не решила случайность. В далекой Южной Америке,сотрясаемой в это время "южноамериканской дредноутной гонкой" случился очередной приступ соседской "дружбы" и среди более мелких субъектов. Дружили Перу с Эквадором. Эквадорцы решили завоевать локальное превосходство в регионе,сторговав древний итальянский бронепалубный крейсер "Умбрия"(тип "Регионы", развитие эльсвикцев).

Перуанцы ,из чувства глубокого противоречия,отправились к французам с надеждой пополнить свой флот чем-нибудь большим и могучим. Увы, количество медяков, которыми снабдило делегацию перуанское правительство,сильно ограничивало возможность выбора. Зато французы всего за три миллиона франков (с вооружением и боеприпасами) предложили отстаивающийся в резерве «Дюпюи де Лом». 29 июня 1911 года Перу согласилось на покупку.За возвращение корабля в приличный вид перуанцы должны были заплатить еще 700 тысяч. К началу мая 1912 года планировали прибытие перуанского экипажа.

-27

Официальная дата передачи была запланирована на 20 марта 1912 года. Церемонию перенесли ,она состоялась 12 сентября 1912 года, крейсер получил новое имя - «Комманданте Агуирре» ( "Commandante Aguirre") в честь капитана 2 ранга Элиаса Агирре, геройски погибшего во время боя монитора "Huascar" с двумя чилийскими броненосцами.

Дальше состоялся обычный латиноамериканский конфуз- эквадорцы "Умбрию" так и не купили(купили гаитянцы и благополучно по дороге утопили),перуанцы логично решили ,что при таком раскладе оно и им особо не надо. «Комманданте Агуирре» под перуанским флагом стоял в Лориане, на счет французского казначейства попал только первый платеж по контракту-миллион франков, а перуанцы мелкими группами начали возвращаться на родину. С октября 1914 года Перу окончательно "забыло" о своем крейсере.В 1917 году Перу "вернуло" не покидавший Францию крейсер старому владельцу.Первый платеж был зачтен в счет стоимости восстановления корабля.Однако,по условиям соглашения ,если французам удалось бы продать корабль,то часть выручки свыше 400 тысяч должны были получить перуанцы.

В 1918 году корабль все-таки продали,уже бельгийцам(бельгийскому Ллойду), которые почему-то решили использовать его как углевоз. Корабль получил новое имя-"Перуанец"( "Peruvier") и был капитально переоборудован в Бордо-боковые машинные отделения были демонтированы,вместо них разместились угольные ямы,таран закрыли стальными листами,получив прямой форштевень и новые каюты для экипажа,демонтировали броню и вооружение . В декабре 1919 года владелец получил свой корабль.

Такого оскорбления именитый крейсер не перенес. 27 января 1920 года "Перуанец" вышел из Кардиффа в Рио- де-Жанейро с 5 000 тонн уэльсского угля. В первом же рейсе у него отказали машины(он встал посреди Атлантики) ,а потом загорелся уголь в трюме. Тащили его на буксире-сперва через Атлантику в Бразилию,а потом обратно-до Антверпена. Остатки корабля разобрали на металл в марте 1923 году в голландском Флиссингене.

 Сухогруз Peruvier, бывший крейсер Dupuy de Lôme
Сухогруз Peruvier, бывший крейсер Dupuy de Lôme

Sic transit gloria mundi , «Так проходит мирская слава»...

Выдающийся,новаторский корабль погубила сущая мелочь-качество котлов. Причем не каких-то экспериментальных,а самых обычных,отработанных гигантскими тиражами.В итоге недолгая служба в боевом составе- меньше 15 лет,из которых половина прошла в ремонтах и переделках. Гибрид ужа и ежа оказался не слишком живучим.

С другой стороны непродолжительный период эксплуатации "Лома" в составе флота показал крайнюю эффективность быстроходного мощного и хорошо защищенного крейсера для защиты эскадры от вражеских разведчиков и прочих нежелательных гостей.

Интересно,конечно,как мог бы себя показать "Лом" на месте своего коллеги,"Рюрика" ,в бою 1 августа 1904 года. Ведь концепции их отличались кардинально.

-29

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам