Про вредные советы и составление объявления о найме
Описание вакансии - это рекламное объявление, к которому предъявляются те же требования, что и к рекламным текстам в любой другой сфере - соответствие поисковым запросам целевой аудитории, ясность, лаконичность, понятность, достоверность, отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок.
Но если бегло просмотреть десяток объявлений о найме, вы обнаружите, что большинство авторов описаний вакансий не задумываются о том, насколько привлекателен адресованный соискателям рекламный текст.
Не буду пытаться советовать профессионалам, как готовить тексты объявлений о найме, сделаю обзор худших, по моему мнению, практик составления описаний вакансий.
Вредные советы по составлению объявлений о найме, возможно, помогут тем, кто готов критично оценивать свою работу.
Вредный совет 1. Публикуйте объявления с нестандартными названиями должностей
Придумайте оригинальное название вакансии, например, "специалист отдела мультимодальных и проектных грузоперевозок" вместо банального "менеджер по логистике".
Это отличный способ избавить себя от потока резюме соискателей, которые упрямо набирают в поисковой строке работного сайта название искомой вакансии "менеджер по логистике".
И неважно, что в поисковой выдаче по этому запросу многие соискатели не увидят вашу вакансию - вам не нужны сотрудники, которые не ценят ваш креатив и не способны найти по-настоящему оригинальное объявление о найме.
11 программ обучения специалистов по подбору персонала
Вредный совет 2. Публикуйте объявления, в которых название вакансии не соответствует содержанию работы
Это отличный способ "спрятать" свою вакансию от тех, кто хотел и мог бы на нее откликнуться.
Чтобы повысить привлекательность объявления о найме менеджера по продажам можно назвать маркетологом, специалиста по телефонным продажам - диспетчером, специалиста по закупкам - юристом.
И не стоит задумываться о том, что объявление привлечет не тех соискателей, которые вам нужны, а те, кто вам нужен, не поймут, что объявление адресовано им.
Вероятность того, что маркетолог соблазнится вакансией, где слово "маркетинг" встречается только в названии, а из текста описания содержания работы ясно, что речь идет о другой работе, невелика.
Зато он точно помянет вас и вашу компанию нехорошим словом, когда сообразит, что его пытаются обмануть.
Но вы в любом случае останетесь в выигрыше - откликов будет немного, и вы не переутомитесь.
Вредный совет 3. Пишите длинные тексты с описаниями вакансий
Чем больше вы напишете про свою вакансию, тем с большим вниманием соискатель отнесется к ее описанию, особенно, если подобных вакансий он уже открыл десятка два-три-четыре.
Отбросьте сомнения - соискатель обязательно будет терпеливо читать, перечитывать, вдумываться в смысл, стараться выбрать, понять и запомнить самое главное и интересное до того, как нажмет "Отправить резюме".
Впрочем, зачем я это объясняю - вы ведь, наверное, сами большим удовольствием читаете от начала до конца длинные тексты 3-4 страничных резюме.
Только не обижайтесь на то, что на вашу вакансию откликаются соискатели, заведомо не соответствующие заявленным вами требованиям - возможно, не всем хватило терпения дочитать до конца выстраданное вами описание вакансии.
Вредный совет 4. Используйте для описания вакансии специальные словосочетания
Конечно, подготовить объемное описание вакансии нелегко.
Не беда - есть специальные универсальные слова и словосочетания, с помощью которых можно без проблем написать полстраницы текста о содержании любой работы.
Вот самые удачные:
- "оперативное реагирование на поступающую информацию",
- "выявление потребностей клиентов",
- "помощь руководителю",
- "совершенствование и оптимизация рабочего процесса",
- "управление результатами деятельности",
- "выстраивание процессов",
- "курирование блоков",
- "разработка мероприятий",
- "управление построением",
- "сопровождение и оформление",
- "решение вопросов",
- "внедрение и развитие",
- "формирование и поддержание",
- "участие и анализ",
- "актуализация документов",
- "координация работы",
- "организация коммуникаций".
Такие слова и словосочетания обязательно вызовут у соискателя уважение и доверие к работодателю.
Никто не заподозрит, что вы плохо понимаете, чем будет занят сотрудник, поэтому не можете кратко и информативно описать его задачи.
Курс "Специалист по подбору персонала"
Вредный совет 5. Предъявляйте жесткие требования к личным качествам соискателей
Дискриминация по полу и возрасту запрещена законом, но никто не запретил требовать от соискателя выдающихся личных качеств, необходимых для выполнения работы.
Не запрещено, значит, разрешено - выбираем из списка ниже те качества, которые подойдут для вашей вакансии и компании и пополняем ими описание вакансии:
- "активная жизненная позиция, ориентация на достижение целей, желание созидать";
- "нестандартное мышление (out of box)";
- "высокая степень ответственности";
- "пытливый ум и сообразительность";
- "умение грамотно разговаривать с кем угодно и о чем угодно";
- "отличные организаторские способности";
- "пунктуальность в соблюдении сроков";
- "желание работать и зарабатывать";
- "высокая самоорганизация";
- "инициативность";
- "общительность";
- "вежливость";
- "системный подход к работе";
- "умение решать поставленные задачи в короткие сроки";
- "высокая коммерческая ориентированность";
- "нацеленность на результат".
Такое подробное перечисление ожиданий по отношению к соискателям обязательно поможет отсеять тех, кто вам не подойдет - ведь вы по себе знаете, что ни в коем случае не будете откликаться на объявление, если сомневаетесь в своей инициативности, ответственности и активной жизненной позиции.
И еще - у вас наверняка уже готов набор инструментов для объективной оценки "системного подхода к работе" и "высокой самоорганизации", так что отбор по перечисленным критериям, безусловно, будет эффективен.
Вредный совет 6. Обещайте высокую заработную плату или не указывайте ее размер в объявлении о найме
Если вы не указали в объявлении размер заработной платы, то соискатели, конечно же, подумают, что он так велик, что вы постеснялись его указать.
И, конечно же, соискатели в первую очередь откликнутся на вашу вакансию, проигнорировав те объявления, в которых ваши конкуренты на рынке труда простодушно указали размер заработной платы и порядок ее начисления.
Будьте уверены, что фразы:
- "высокий уровень дохода (обсуждается индивидуально с каждым кандидатом)";
- "высокий уровень заработной платы, оклад+бонусы+KPI";
- "уровень заработной платы высокий, обсуждается на собеседовании";
придадут соискателям уверенности в том, что вы самый щедрый и открытый наниматель.
Как вариант, можно указать большой разброс заработной платы, например - от 25 до 60 т. р. - все поймут, что вы честный и не жадный работодатель.
Если вы не смогли придумать зажигательный текст о высоком заработке вашего будущего сотрудника, но очень хочется написать об условиях труда, можете указать такое конкурентное преимущество, как отсутствие задержек заработной платы:
- "стабильные выплаты заработной платы";
- "обеспечим регулярно выплачиваемой заработной платой".
Неважно, что работодатель по закону и так обязан регулярно выплачивать заработную плату - вдруг такая фраза кого-нибудь "зацепит".
Еще, как вариант, можно указать заведомо нереалистичный высокий размер заработной платы - все соискатели, конечно же, вам поверят и решат, что ваше предложение является лучшим на рынке труда - о том, что кто-то заподозрит заведомый обман и по этой причине не станет откликаться на вакансию, можете не задумываться.
Вредный совет 7. Обязательно напишите про "дружный коллектив" или "сплоченную команду профессионалов"
Если вы не стеснительны, добавьте еще фразу "умный и справедливый начальник" - это точно сработает.
Не забудьте только заранее заготовить объяснение, почему из "дружного коллектива" и "сплоченной команды" все-таки увольняются сотрудники.
Онлайн-курс «Методы и технологии подбора персонала»
Вредный совет 8. Не стесняйтесь проблем с русским языком
Возможно, вам просто не повезло с учителем русского языка, поэтому вам не режет глаз отсутствие в нужных местах знаков препинания и не смущают такие речевые ляпы, как "решение вопросов", пунктуальность в соблюдении сроков", "богатый социальный пакет", "система финансовой поддержки, кредитов и компенсаций образования".
Не так уж и важно, что соискатель, читающий текст безграмотно составленного объявления о найме, всего за несколько секунд получает представление об общем уровне специалистов и руководителей компании-работодателя и принимает решение не откликаться на непривлекательную вакансию.
Поэтому не думайте, как корректно описать вашу вакансию, не просите коллег и руководителей вычитать ваш текст и не пользуйтесь редактором для проверки орфографии и знаков препинания - интернет все стерпит.
А о том, что некоторых соискателей реклама вакансии не привлекла, а отпугнула, никто никогда не узнает.
И, напоследок, еще один лайфхак - если опасаетесь наделать ошибок в объявлении - опубликуйте текст на английском - тогда риск скомпрометировать себя будет ниже. Как к этому отнесутся соискатели - наверное, так же, как вы относитесь к соотечественникам, присылающим вам резюме на английском языке в качестве отклика на объявление на русском.
В заключение
Никого не хотел обидеть, поэтому не стал писать этот материал в формате набора рекомендаций - они есть в статьях
100 советов для рекрутеров
Как составить лучшее объявление о найме
Кейс про аудит объявления о найме: 9 замечаний от HR-ПРАКТИКА
Кейс с разбором ошибок в объявлении о найме на Avito
Кейс: консультация по подбору персонала, анализ и коррекция вакансии на hh.ru
Каждый специалист имеет право на собственную точку зрения на то, какие приемы и как лучше использовать для привлечения соискателей.
Буду рад, если "вредные советы" помогут тем, кто вдумчиво подходит к решению задач по подбору персонала.
Успехов всем, кто ищет работу и персонал!