Друзья, хочу вас познакомить с мартовской заметкой в журнале «Огонёк» 1950 года об успехе первого участия скульптора Нины Малышевой во Всесоюзной художественной выставке, открывшейся 6 ноября 1949 года в залах Государственной Третьяковской галереи. Она демонстрировала три самые первые работы, выполненные на Дулёвском фарфоровом заводе. И две из них, намечали большой замысел: должна была появиться сюита «Материнство», представляющая счастливых матерей шестнадцати братских республик. В 1958 году за скульптуру «На Крайнем Севере» из этой серии она будет награждена бронзовой медалью Всемирной выставки Брюсселе.
Призвание // Огонёк, 1950. – № 10 (1187). – С. 27.
Перед девушкой открылись двери художественного училища. Она может стать живописцем, скульптором, графиком. Кем ей быть? Она равно любит лепить, рисовать, писать красками. После долгого раздумья приходит решение – учиться живописи, и Нина Малышева поступает на живописное отделение Московского художественного училища имени 1905 года. Закончив его, она затем полтора года преподаёт в школе художественного воспитания.
Хотелось учиться дальше. И уже в годы войны Малышева становится студенткой керамического отделения Института прикладного и декоративного искусства. А как же живопись? Малышева отвечает нам: «Было трудно сразу найти своё призвание. С каждым годом меня всё более увлекали мозаика и фарфор, и это влечение стало непреодолимым».
Дипломная работа молодого скульптора «Хлопкоробы» отличается ясным, реалистическим выражением идеи произведения.
Это нарядный фарфоровый триптих: его боковые фигурки изображают старого дехканина, возделывающего землю, и молодую узбечку, собирающую хлопок, а в центре – искусная мастерица вышивает сюзане. В труде вышивальщицы как бы завершается работа дехканина и молодой узбечки.
Художественная выставка 1949 года была первым общесоюзным смотром, в котором Н. Малышева испробовала свои силы. Она задумала серию под общим названием: «Материнство». Шестнадцать скульптурных композиций этой серии должны были показать счастливых матерей шестнадцати братских республик.
Однако полностью завершить свой замысел Малышевой за недостатком времени не удалось. Она выполнила к выставке лишь несколько композиций.
Улыбающаяся узбечка-мать подняла вверх своего малыша, который держит в ручонке коробочку хлопка. Фон композиции – цветущие хлопковые колхозные поля.
Скульптура «Крайний Север» изображает молодую мать, которая подсаживает своего первенца на красавца оленя. «Крайний Север» – лучшая вещь Малышевой. Ей удалось насытить сцену чисто материнском нежностью, придать композиции изящество, красиво и тонко обработать её в цвете.
Три работы Малышевой выставлены в Третьяковской галерее. Это серьёзный успех ваятельницы. Кроме «Крайнего Севера» и матери-узбечки, здесь показывается скульптурная композиция группы колхозниц, занятых сбором помидоров. Эту работу Малышева лепила в одном из колхозов Московской области.
У Н. Малышевой много интересных замыслов. Продолжая работу над серией «Материнство, она собирается начать другую серию – «Москвичи». Кроме того она занята воплощением в керамике портретов великих русских людей: М. В. Ломоносова, В. И. Сурикова и мастера фарфора Дм. Виноградова.
Все мои записи о Дулёвском фарфоре: #дулёво_вижу_красоту
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту
#ясчастлив