Найти в Дзене
Туман Забвения

Суррогатное материнство в свете религий. Проблемные аргументы "за" и "против"

Оглавление

Взято из Яндекс.картинок
Взято из Яндекс.картинок

Сегодня популярным среди богачей стала практика продолжения рода с помощью суррогатного материнства. На этот феномен бурно реагируют религиозные умы со своей критикой. Вот я и хочу рассмотреть их сильные и слабые аргументы.

Православие

Как-то на канале «Спас» один из священников пытался разъяснить позицию Русской православной церкви в отношении проблемы суррогатного материнства, отраженную в документе под названием «Основы социальной концепции РПЦ». В нем суррогатное материнство названо "противоестественным и морально недопустимым", поскольку оно "предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости", которая устанавливается между матерью и младенцем уже во время беременности.

"Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания", говорится в Основах социальной концепции РПЦ.

Также было уточнено, что Церковь допускает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, а также принципиальным образом не отличается от естественного зачатия. Другой проблемой для РПЦ стал вопрос о статусе эмбриона, который признается ею в качестве человека, поэтому церковь выступает против ЭКО из-за заготовления, консервации и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов.

Заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе сделал акцент во время критики суррогатного материнства на недопустимости коммерциализации процесса зачатия и превращения женщины в искусственный инкубатор.

Вахтанг Кипшидзе
Вахтанг Кипшидзе

Иудаизм

Более либеральную позицию к суррогатному материнству выразили представители ислама и иудаизма, где оно допускается при определенных условиях. Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт рассказал, что такой способ пополнения семьи допустим лишь в крайнем случае, «когда испробованы все медицинские средства родить ребенка естественным путем». Также суррогатное материнство возможно, «когда роды несут угрозу жизни младенца или матери».

Пинхас Гольдшмидт
Пинхас Гольдшмидт

Ислам

О том, что вынашивание ребенка суррогатной материю «разрешается только в крайних случаях, когда другие методы родить не помогают», рассказал и имам мечети в подмосковной Балашихе, проректор Московского исламского института Раис-хазрат Измайлов. Он сравнил такую практику с помощью кормилиц — «молочных матерей» в исламской традиции. Также в случае бесплодия, по словам Измайлова, жены сами просят мужей «завести вторую жену, чтобы родить наследника». Имам и раввин заявили, что эти исключения не распространяются на женщин, которые просто не хотят рожать самостоятельно, чтобы сберечь фигуру и время. Кроме того имам исключил суррогатное материнство для однополых пар.

Заметим, что в данном случае обе позиции подразумевают применение как естественного, так и искусственного метода оплодотворения. Это объясняется существованием полигамией в рамках традиции обеих вероисповеданий. В то время как православие всегда было ориентировано на моногамию и подобные репродуктивные практики с ее позиции способны нарушить целостность семьи. Также стоит упомянуть легенду появления на свет родоначальника арабского народа Измаила (Исмаила) от временного союза пророка Авраама (Ибрахима) и египтянки-рабыни Агари (Хаджар). Согласно библейской и коранической легенде Сарра, жена пророка на протяжении длительного периода не имела детей и поэтому сама рекомендовала Аврааму взять Агарь в наложницы. Эту легенду очень часто используют для доказательства своей позиции как сторонники, так и противники суррогатного материнства. Последние указывают на нее как на эксперимент, который закончился неудачно для обеих сторон: Агарь после рождения Измаила отказывается отдать дитя, Сара же начала современем ревниво относиться как к младенцу, так и к Агари. Когда Исаак, сын Авраама от Сарры, стал подрастать, Агарь вместе с Измаилом по настоянию Сарры были изгнаны из дома Авраама.

Стом, Маттиас (ок1600-ок1652) – Сара приводит Агарь к Аврааму
Стом, Маттиас (ок1600-ок1652) – Сара приводит Агарь к Аврааму

То, что касается статуса эмбриона, в исламе есть особые указания. В отличие от позиции РПЦ, которая устанавливает появление души у эмбриона сразу после зачатия (хотя в священном писании нет конкретных пояснений), мусульманские теологи с указанием на один из хадисов говорят о вселении души в эмбрион на 40 день. Это говорит о возможности проведения любых манипуляций над эмбрионом, в том числе и аборта, до 40 дня.

Важными вопросами для всех религий являются вопросы:

1. о естественности процесса зачатия,
2. о целостности семьи,
3. о статусе эмбриона
4. коммерциализации тайны жизни.

Неубедительные аргументы

Однако некоторые аргументы звучат не совсем убедительно. Например, призыв быть естественным в процессе зачатия с обоснованием того, что в искусственном оплодотворении человек претендует на место бога. Применение термина «естественность» в отношении современного человека, построившего вокруг себя жизненный мир и наполнившего его искусственными предметами и явлениями, звучит как минимум странно. Буквальное следование этому принципу означало бы отказ не только от достижений современной цивилизации, всего научного и творческого, но и от повседневных, уже привычных и при этом непредусмотренных природой таких вещей, как одежда, обувь и т.д.

Не менее странным звучит опасение коммерциализации данной услуги, т.к. коммерциализация является частью современного мира, где все сферы жизни человека, в том числе религиозно-церковная, содержат рыночный элемент.

Сильный аргумент

Однако, по-прежнему сильной и актуальной остается религиозная позиция в отношении вопроса об онтологическом и правовом статусе эмбриона: человек он, имеющий право родиться, или безличный элемент женского организма? Современная медицина не стремится дать ответ на данный вопрос. Нет однозначного ответа и в юридической науке, поэтому на сегодняшний день единственным ориентиром остаются мнения религиозных авторитетов или светских моралистов, которые основаны либо на догматизме, либо на субъективных впечатлениях.

Одно пока лично для меня является ясным, что эмбрион имеет право на жизнь. Желать смерти своему ребенку это ужасно. Позиция моя поменялась, когда я с супругой ходил регулярно на узи, наблюдал как реагирует развивающийся плод, как формируется сердце. Согласился бы я на ЭКО или суррогатное материнство , я не знаю. Осуждать тоже не стремлюсь.

А вы что скажете?))