Мы побывали в мастерской нашего ученика, художника Владимира Шабалина на Набережной реки Смоленки. Владимир заботливо встретил нас, провел экскурсию по мастерской, и нам посчастливилось поговорить с ним о том, как он начал свой путь в мозаике.
На четвертом этаже весьма колоритной кирпичной промзоны за неприметной дверью мы очутились в теплом и светлом помещении, разделенном на две комнаты. В одной комнате стоит мольберт, висят на стенах этюды, маленький чайный столик. А в другой комнате - небольшая мозаичная мастерская. На столе, сделанном своими руками, лежит мозаичная икона. Сейчас она находится в процессе работы.
Владимир пришел учиться в Школу в ноябре 2017 года. За 40 занятий, которые продолжались в течении полугода, он успел сделать две мозаики. Не сразу мы узнали, что Владимир закончил Отделение церковно-исторической живописи Академии Художеств им. Репина. А когда узнали, то очень обрадовались и стали расспрашивать об обучении, программе и техниках. Владимир нас многому научил. А после окончания обучения не раз заходил в гости. В последний свой визит он рассказывал, что закупается всем необходимым, чтобы самостоятельно работать в мастерской, и пригласил нас в гости в свою мастерскую, чтобы показать большую мозаичную икону, над которой он работает.
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Рассказ Владимира про Мозаику «Преображение Господне»
Я показал батюшке мозаичную икону Варвары, над которой работал в Студии мозаики. Ему понравилось. Говорит: «Давай сделаешь икону на фасад храма». Храм находится в Ленинградской области. Желание приступить к работе возникло мгновенно. Началась работа над эскизом, а для этого нужно было померить нишу под мозаику. Ориентировался на стилистику 12 века, так как в храме уже есть росписи, сделанные в этой стилистике. Мозаика создается для экстерьера храма. Она будет размещена в алтарной части на апсиде. Нижний край мозаики будет расположен на высоте трех метров от земли. Эскиз было не трудно сделать, мы этому учились много лет. За образцы взял сицилийские мозаики в храмах Монреале, Чефалу, Марторана. Эскиз выполнялся силикатными красками KEIM и сделан в масштабе 1:4. Затем этот эскиз был увеличен до натурального размера. Краски KEIM используются во фресковой живописи. С краской ничего не происходит: она не гниет, не темнеет, не светлеет, она похожа на темперу ПВА, но лучше прежде всего тем, что не так быстро засыхает.
Эскиз утвердили, и дальше встал вопрос, где заниматься набором. Мастерская была, но небольшая, и потому снял еще одну мастерскую по соседству. Начал с того, что сделал стол и полки. Затем покупал инструменты, смальту. Всё это получилось довольно долго, зато сейчас всё есть.
На начальном этапе со мной работали трое человек, а иногда четверо. Я решил начать с фигуры Христа, набирать на липкую пленку, так как это я хорошо умею. Разделил мозаику на фрагменты. Я решил для себя набрать только фигуру, отдельно набрал лик, руки, ноги и стал набирать одежду. Когда соберу все части фигуры в одно целое, смонтирую их на сетку. Стол я сделал под формат мозаики, а она в высоту около 3 метров. Фон вокруг буду набирать сразу в цемент, прямым набором. Думаю, что с фоном будет несложно. В процессе работы пробовал поэкспериментировать и попробовал одну стопу набрать в пластилин. Но оказалось непривычно, трудно, разобрал. Я так привык к тому, что под прозрачной пленкой, видны направляющие, что, когда набираю в пластилин, то не складывается картинка в голове. Я рассматривал древние мозаики и думал: как они набирали лики прямо сразу в цемент…Иногда мне кажется, что лики даже в древних мозаиках набирались отдельно.
В Сергиевом Посаде закупил часть оттенков смальты. Остальную покупал нашу питерскую, академическую. Также будет использоваться золотая смальта, буду брать ее в Москве.
Во время работы согласовывался каждый этап. Ко мне в мастерскую приезжал батюшка, смотрел, как двигается работа. Время от времени я посылаю ему фотографии и рассказываю об этапах работы. Когда закончим набор, планируем поделить мозаику на две, а лучше на три части и смонтировать. Тут нужны будут помощники, которые помогут мне монтировать мозаику на фасад здания. Одному с такой большой мозаичной иконой управиться сложно.
Про себя
Родился в Кировской области, потом мы с семьёй переехали в Чебоксары. Я учился в Чебоксарском художественном училище на отделении живописи. Закончил его, поехал поступать в Академию художеств им. Репина. Поступил сразу — мне очень сильно повезло. Попал в мастерскую церковно- исторической живописи, проучился там 6 лет. Закончил в 2006 году, на шестом году обучения был диплом. Затем стали появляться заказы, разные объекты, мы с друзьями ездили по России, за границу. Основали свою артель живописцев и реставраторов «Феникс». В прошлом году так сложилось, что у меня было свободное время и большое желание заняться мозаикой. А желание это было уже давно, со времен учебы. Подтолкнула меня к занятию мозаикой Минская Свято - Елизаветинская мастерская. Хорошие у них мозаики. В Академии не было времени заниматься мозаикой, потому что учеба была очень насыщенной. А попасть в мозаичную мастерскую Академии довольно сложно. Ребята с нашего отделения проходили там летнюю практику, но приходилось всегда серьезно договариваться. В мастерской много заказов, там везде лежат мозаичные полотна. А потом увидел Студию Мозаики. А еще, почему я к вам пошёл, потому что я должен постоянно иметь возможность спросить совета. Мне кажется что, когда есть такая возможность, обучение проходит быстрее, эффективнее.
Про учебу в Академии
Наш преподаватель Александр Константинович Крылов многому нас научил. Главное, что он делает, это то, что мы пытаемся делать — ансамбль, подходить к убранству интерьера комплексно! Всё соразмеряем - фигуры, пропорции, чтобы это было более читабельно, применимо к человеку, и делаем ансамбль скомпонованный, срежиссированный, где всё подчинено определенной цели.
Очень здорово, что у нас была копийная практика, об этом времени у меня самые добрые воспоминания: ты мог покупаться в реке, отдохнуть от городской жизни, и, когда ты серьёзно копировал, то отождествлялся с тем человеком, который когда-то создавал роспись. Даже возникало понимание, какие у него тогда были кисти, особенно это видно по некоторым орнаментам. Кисть была плоская со скошенным углом, это прямо из работы видно. Я копировал в Старой Ладоге, Владимире, Тутаеве, Ярославле, Можайске, в Тихвинской области. Также работал в Новгороде. Там изучал 12 век - это Юрьев монастырь, собор Рождества Богородицы, Церковь Благовещения на Мячине.
Про первые мозаики
Когда я делал свою первую мозаику, то я точно слушал преподавателя, не умничал. Я просто получал знания, слушал всё, что мне говорили. Было очень трудно. Эти маленькие камушки поначалу не получались.
Когда Кира говорила, что нужно набрать сегодня вот этот фрагмент, я говорил: «Да вы что!» Но тем не менее, это было очень правильно, потому что ты должен планировать свою работу, и, если бы меня не подгоняли, то я и не успел бы ничего. Следующая работа, которая была создана — это мозаика икона Святой Варвары. Я самостоятельно нарисовал картон, посмотрев на школьные образцы.
Почему Варвара? В тот момент, когда я начал делать эскиз, мы работали в одном из монастырей, и там, я знаю, была настоятельница Варвара. Я решил сделать Варвару и передать в дар монастырю. При создании эскиза я ориентировался на иконы и росписи 12-14 веков. Мне удобнее рисовать картон, а потом уже изображать строки карандашом. Может быть это неправильно, потому что там рисунок один, и мне уже приходится подстраиваться под него и изменять по ходу, но мне так удобней. Сложнее всего было с волосами и руками. Очень сложно выразить объем в трёх линиях и так, чтобы этот объём был абсолютно правильно прочитан зрителем. Переставляешь один квадратик сюда или сюда, и объём меняется. Очень сложно из-за этого передать анатомию. Но ничего, справился, сделал. Готовая икона висела у меня в мастерской, а потом побывала на выставке!
Мы все с нетерпением ждем завершения мозаики «Преображение Господне» и надеемся побывать на ее монтаже!
А вы, дорогие читатели, можете подробнее ознакомиться с работами мастерской Владимира на сайте.