Найти в Дзене

Какое наказание вам бы грозило в Российской империи за заговор против царя?

Помните фильм Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" 1980 года, высмеивающий казарменные порядки государственной машины, которая может смести кого угодно, даже простого человека.

Там был момент, когда заигравшийся актер провинциального театра Афанасий Бубенцов, заявил, что он заговорщик против царя и Отечества, лишь бы выгородить гусара Плетнева.

Статский советник Тайной канцелярии Мерзляев задает вопрос Бубенцову: "Уж не хочешь ли ты, Афанасий, сказать, что ты всерьез заговорщик?" На что Бубенцов отвечает: "Да, можно сказать, что я заговорщик!" На что Мерзляев в конце концов заявляет ему, что тот подписал себе смертный приговор и что руководитель тайного общества - это как минимум смертная казнь!"

Мне стал интересен этот вопрос. Правду ли сказал госчиновник Мерзляев, что за заговор против царя и власти тогда полагалась смертная казнь?

Так как действие истории происходит в 19ом веке в России, и скорее всего после 1845 года, то для ответа на вопрос нам понадобиться Уложение о наказаниях исправительных и уголовных 1845 года, а именно ст. 271, где написано, что за "Бунт против Власти Верховной, то есть восстание скопом или заговором против Государя и государства, а равно И ЗА УМЫСЕЛ испровергнуть правительство во всем государстве или в некоторой онаго части, или же переменить образ правления, или установленный законами порядок наследия Престола, и составления на сей конец заговора или принятия участия в составленном уже для того заговоре, или в действиях онаго, с знанием о цели сих действий, или в сборе, раздаче или хранении оружия и других приготовлениях к бунту, все как главные в том виновные, так и сообщники их, подговорщики, подстрекатели, пособники, попустители и укрыватели подвергаются: ЛИШЕНИЮ ВСЕХ ПРАВ СОСТОЯНИЯ И СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

-2

Вроде бы Мерзляев прав, раз Бубенцов выдает себя за заговорщика, однако читаем следующую статью 272 этого же Уложения:

Когда означенное в 271 статье злоумышление открыто правительством заблаговременно при самом онаго начале и потому ни покушений вследствие сего умысла, ни смятений и никаких иных вредных последствий от него не произошло, то виновные ВМЕСТО СМЕРТНОЙ КАЗНИ приговариваются к ЛИШЕНИЮ ВСЕХ ПРАВ СОСТОЯНИЯ И КАТОРЖНЫМ РАБОТАМ ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ ИЛИ ЖЕ СОДЕРЖАНИЮ В КРЕПОСТИ ОТ 10 ДО 12 ЛЕТ.

Так как заговор Бубенцова начался и закончился только на словах, то ему грозило только заключение. Стоит заметить, что гусар, офицер Плетнев в конце фильма был разжалован как раз за сочувствие к заговорщику и сослан на Кавказ как военный, что в приницпе недалеко от правды.

Поэтому всю эту сцену со смертной казнью Мерзляев выдумал для издевательства над незнающими людьми и чтобы пересажать как можно больше людей на ровном выдуманном месте.

Ведь одно дело заговор или приготовление к нему, но другое дело просто слова. Бубенцов, если бы воспользовался услугами адвоката, что Мерзляев не позволил ему сделать, узнал бы, что его заговор не есть заговор. Это просто слова. Мерзляев должен был доказать участие Бубенцова в тайном обществе, особенные приготовления, найти состав заговорщиков, опросить свидетелей, средства осуществления заговора.

Скорее всего Бубенцов должен был быть осужден с применением статьи 117 того же Уложения (общая часть) где написано "Изъявивший на словах или письменно, или же обнаруживший каким-либо действием намерение совершить преступление, наказывается за сие, как за преступный умысел. Случаи, въ коих за умысел, смотря по роду и важности преднамереннаго преступления, назначается наказание, именно означены в законах. "

-3

А в нашей 271 статье как раз есть ссылка на ПРОСТОЙ УМЫСЕЛ, так как преступление очень серьезное. Но это точно не смертная казнь и поэтому вся эта сцена с казнью была изначально незаконна, и если бы Бубенцов знал об этом и знали бы все участники, пострадавшие от рук зарвавшегося чинуши Мерзляева, то не дали бы провернуть ему такую аферу.

Однако в любом случае, обвинение было очень серьезным и простым людям было очень страшно за свою жизнь, которую могла поломать государственная машина. Это нам сейчас смешно смотреть на такое кино и порой непонятны все эти волнения, но людям тех дней было явно не до смеха.