Найти тему

В буддистском монастыре Будда день - Ван пхра

Wan phra - День молитв, день монаха, Будда день - этот день отмечается четыре раза в лунном месяце на фазы Луны. Гооврят, это восходит к индуистскому лунному календарю, но как бы то ни было, день этот в Таиланде отмечается во всех монастырях. Дома хозяйка ставит цветы и делает подношения на домашнем алтаре Будды, делаются подношения и духам. Монахи в этот день не выходят на сбор пожертвований, зато миряне сами приходят к 8 утра в монастырь, чтоб эти подношения сделать.

чаши для пожертвований - бат
чаши для пожертвований - бат

В разных монастырях сай бат - пожертвоания в чаши на Ван пра проходит по разному, но канва везде одна. В сала, где проходит трапеза, выставляются чаши каждого монаха. В них миряне кладут рис, это традиционно и почти обязательно. Вежливым считается, если ты из своей чаши поровну разделил свой рис между всеми монахами. Каб кхао (блюда к рису) раскладываются по чашкам и ставятся на специальном помосте.

Ну а начинается Будда день везде одинаково. Утренняя тихая медитация после подъёма и туалета, затем поход по своим улицам за пожертвованиями. Но в Будда день же не ходят, значит каждый занимается своим. Молодые монахи прибираются на территории, старшие - кто чем. В 7.40 бъёт колокол и все монахи чинно идут в сала. Рассаживаются на подиуме и настоятель-ломпо обращается к присутствующим с речью. Сеодня речь недолгая, за ней следует традиционная молитва, состоящая из известных буддистских формул. Волонтёры из мирян и послушники заносят чаши-бат и ставят их перед монахами. С помоста кушанья этими же волонтёрами перемещаются на подиум к монахам. Каждый выбирает себе по вкусу. Приоритет в выборе с ломпо, ломпи и старших монахов, молодые после них. Начинается трапеза. Миряне сидят в сала на полу напротив и терпеливо ждут.

-2

Подношения монахам местные жители делают исходя из принципа - "как себе". Это правильно. Можно купить рис и "к рису" на рынке, а можно приготовить дома. По моим наблюдениям на Будда-день монастыри утром посещают как раз пожилые люди и домохозяйки. А они мастерицы на все руки. Угощения готовятся дома и в стальных никелированных многоуровневых контейнерах приносятся. Вы наверное такие контейнеры не раз видели в местных магазинах. Обязательна вода к трапезе, а вот цветы не обязательны. Обычно при подношениях монаху на улицы дарят еще букетик цветов, чаще бархатцев. В монастырь утром их можно не приносить.

-3

После того, как монахи позавтракали, кушанья возвращаются на свой помост, откуда их забирают миряне. Рис в большой кастрюле стоит тут же. Завтрак продолжается. Теперь едят люди, а монахи терпеливо ждут. После всего краткая молитва. Монахи расходятся по кути, а местные убирают за собой и монахами, моют посуду и оживлённо беседуют. Монахи отдыхают, занимаются уборкой своих помещений и прочими хозяйственными и личными делами. Свежевыбритые головы мелькают по территории, но постепенно всё затихает до обеда. После обеда начинается самые активные монастырские дела. Если хотите поучаствовать - помощь мне и возможность сделать тамбун монастырю.

В монастырях Будда-день своеобразный выходной, никаких выездов за пределы обители. Но в самом монастыре жизнь наиболее оживлённая. Послеполуденного обеда начинают приезжать те, кто не был на сай-бат утром. В этот день считается наиболее благоприятно провести обряд очищения, помянуть умерших родственников и получить благословение на разные дела и начинания. Число посетителей в этот день много больше, чем обычно. В Таиланде даже с работы уйти на Ван-пра - причина вполне уважительная. И так до самого вечера, до вечерней молитвы-чаттинга.

Солнце прижигает сегодня, наверное к дождю. Плиты дорожек горячие, а кожа на ногах чувствует всё как никогда отчетливо.

благословение от монах русским туристам
благословение от монах русским туристам
Ват Кратинрай
Ват Кратинрай

А вечерний чаттинг на ван пхра самый длинный. Более полутора часов распевания мантр, медитации при довольно большом стечении местных буддистов. Но к седьмому дню я уже многие мантры мог распевать вмсете с умелыми мирянами вслед за монахом. А ведь, действительно в этом что-то есть магическое. Во всяком случае, в лёгкий транс вводит... После чаттинга, уже по темноте выливаю под полюбившееся мне деревце, тонгпо, намоленную воду, благодарю небеса и собираюсь домой. Ретрит на этот раз закончен успешно. Я смог получить от него то, чего ожидал...наверное на 85%. Значит будет возможность продолжать практику... Продолжаю медитировать и соблюдать монастырский режим, подъём-отбой-после полудня ничего не кусать....

Сатху сатху сатху