Найти в Дзене
Email-рассылки Mailganer

Email-этикет: как грамотно писать письма

Email-этикет — это принципы оформления электронных рассылок. Их придерживаются по желанию: можно быть тактичным или действовать по принципу «что хочу, то и пишу». Но, как и в реальной жизни, вежливость нравится людям больше. Чтобы ваша рассылка находила отклик в сердцах и кошельках подписчиков, следуйте этим правилам. Email-этикет поможет избежать недопонимания и отписок. У вас есть 5 секунд, чтобы заинтересовать пользователя. Значит, письмо должно быть хорошим: с цепляющей темой, красивым оформлением, мощным текстом и адаптивной вёрсткой. Email-рассылка — тот случай, когда мелочи имеют значение. Те, кто следует email-этикету, оставляют о себе приятное впечатление. Письма от таких компаний ждут. Читают. Рекомендуют друзьям. Каждый день мы получаем много писем почты от разных отправителей. Все ли письма из них открываем и читаем? Вряд ли. По данным Litmus, пользователи смотрят в первую очередь на имя отправителя и тему. Если цепляет — открывают. Если нет — удаляют. Как сделать тему тако
Оглавление

Email-этикет — это принципы оформления электронных рассылок. Их придерживаются по желанию: можно быть тактичным или действовать по принципу «что хочу, то и пишу». Но, как и в реальной жизни, вежливость нравится людям больше.

Чтобы ваша рассылка находила отклик в сердцах и кошельках подписчиков, следуйте этим правилам. Email-этикет поможет избежать недопонимания и отписок.

Зачем это нужно

У вас есть 5 секунд, чтобы заинтересовать пользователя. Значит, письмо должно быть хорошим: с цепляющей темой, красивым оформлением, мощным текстом и адаптивной вёрсткой. Email-рассылка — тот случай, когда мелочи имеют значение.

Те, кто следует email-этикету, оставляют о себе приятное впечатление. Письма от таких компаний ждут. Читают. Рекомендуют друзьям.

Тема письма

Каждый день мы получаем много писем почты от разных отправителей. Все ли письма из них открываем и читаем? Вряд ли. По данным Litmus, пользователи смотрят в первую очередь на имя отправителя и тему. Если цепляет — открывают. Если нет — удаляют.

Как сделать тему такой, чтобы письмо хотелось открыть:

  • содержательность — сразу дайте понять, о чём пойдёт речь в письме;
  • минимум текста — 4–6 слов, не больше;
  • максимум эмоций — чтобы зацепило.

Например, тема рассылки от Xiaomi весьма абстрактна. О чём пойдёт речь в письме — не очень понятно, хотя для темы и используется достаточно сильная и ёмкая фраза.

-2
А вот из темы магазина GATE31 сразу понятно, на что предлагается скидка, а прехедер с датами отлично дополняет тему. Вся информация видна сразу — письмо хочется открыть.
А вот из темы магазина GATE31 сразу понятно, на что предлагается скидка, а прехедер с датами отлично дополняет тему. Вся информация видна сразу — письмо хочется открыть.

Вот наши советы по написанию хорошей темы письма.

Приветствие

Поздороваться можно официально или по-дружески — зависит от аудитории. Если у бизнеса нет своего особенного голоса, знакомого подписчикам, то лучше использовать повседневное приветствие, которое задаст спокойный тон:

  • здравствуй(те);
  • привет;
  • доброе утро/день/вечер.

Насчёт последнего варианта стоит подумать дважды — подписчик может открыть рассылку в любое время суток.

-4

Если знаете имя и отчество — можно использовать в разных комбинациях для персонализации. Часто официальное обращение встречается в банковских сферах.

-5

А можно вообще не здороваться — будто получил письмо от друга, с которым ещё недавно переписывался.

-6

Как НЕ стоит приветствовать читателей:

  • «Эй»: грубо;
  • «Доброго времени суток»: в жизни никто так не говорит;
  • «Привет, друг»: подписчики вам не друзья;
  • «Господа»: старомодно;
  • «Уважаемый (-ая)»: тоже старомодно.

Рекомендация: старайтесь не писать «На связи [Имя, фамилия]». Это обращение активно используют инфобизнесмены и псевдокоучи. У многих уже автоматически срабатывает триггер «обман» при виде такого приветствия.

Тон письма

Важно определиться с тоном рассылки и поддерживать его. В этом поможет tone of voice — голос вашего бренда.

Вы можете менять дизайн, увеличивать/сокращать текст, экспериментировать с контентом, блоками, временем и датой отправки. Но тон писем должен быть единым. Подписчики привыкли к тому, как вы пишете, и вряд ли оценят резкие изменения.

Хороший пример единого tone of voice во всех точках касания и каналах коммуникации — Яндекс. В рассылках он тоже человечный, заботливый и понятный.

-7

При подготовке письма нужно тщательно подбирать слова. До отправки перечитывать и спрашивать себя: верно ли читатель воспримет информацию?

-8

Непонятно, что за «маленькое событие» и какой подарок получит клиент. Много восклицательных знаков, будто из письма кричат.

Что ещё учесть, чтобы тон рассылки был корректным:

  • избегайте слов и фраз с негативным значением: кризис, проблемы, ошибки, невезение, неудача и т. д.;
  • не используйте сарказм: «Не открыли наше письмо? Ещё бы, оно ведь пришло в пятницу вечером...». Пользователь может не понять шутки;
  • не увлекайтесь прилагательными и наречиями с оценочным значением: очень, максимально, потрясающий, серьёзный, невероятный, ужасный и т. д.;
  • прописывайте, чего вы хотите от подписчиков: перейти по ссылке, нажать на кнопку, ответить на сообщение. Чем конкретнее, тем лучше;
  • не изменяйте манеру общения: если раньше обращались на «вы», не начинайте «тыкать»;
  • будьте дружелюбны. Ваша рассылка нужна, чтобы развлечь и проинформировать. Людям хватает негатива и без вас;
  • не напоминайте о праздниках: «Вы в курсе, что скоро Новый год?». Да. В курсе. Не надо так, это раздражает.

Размер письма

Много ли нужно писать, чтобы донести информацию до пользователя? Нет. Чем компактнее — тем лучше. Если одним предложением можно заменить абзац текста — нужно заменить. Пощадите ваших подписчиков — им и так каждый день приходится осмыслять массивы информации.

Письмо должно быть:

  • коротким;
  • чётким;
  • понятным;
  • информативным.

Вот хороший пример от «Нетологии»: большой баннер с читаемым заголовком и пометкой о том, что занятие бесплатное, ссылка подсвечена в основном тексте, есть акцентная кнопка.

-9

Правда, размер и длина письма зависит от типа рассылки. Если это товарное письмо или дайджест, то в нём, скорее всего, будет несколько разных блоков.

Ниже — товарное письмо от Яндекс.Маркета с разными блоками по одной теме.

-10

Грамотность

Орфографические, пунктуационные, смысловые и другие ошибки влияют на восприятие сообщения. Даже если текст цепляет, неграмотность и опечатки могут всё испортить.

К компаниям с ошибками меньше доверия: раз они так пишут, то и работать будут соответственно.

-11

Нет запятой перед предлогом «а», избыток восклицательных знаков, не хватает пробелов, весь текст выделен жирным, а предложение длинное. Текст не считывается. Боль.

Проверяйте текст перед отправкой. Например, в Литера5 или других сервисах. Кстати, Литера5 встроена в конструктор Letteros — проверить текст рассылки можно одной кнопкой.

Эмодзи

Смело используйте их в теме письма. Они привлекают внимание.

-12

В теле рассылки можно обойтись без эмодзи — помните, что они могут не отобразиться. Если очень хочется — используйте один-два, не больше, если это уместно и не противоречит tone of voice.

-13

Ссылки

Если вы следите за аналитикой канала, ваши ссылки содержат UTM-метки. С ними ссылки увеличиваются в N раз и в письме занимают несколько строк, поэтому все их нужно «оборачивать» в гиперссылки. Они находятся прямо в тексте и объясняют содержание ссылки.

Вот классный пример от Aviasales, которые не боятся линковать всё полезное. Например, разные статьи блога в одном приветственном абзаце.

-14

Совет: ставьте ссылки не только на кнопки, но и на картинки и заголовки, если это возможно. Пользователи могут кликнуть в любое место в письме.

CTA-кнопка

Самый действенный и привычный способ логично закончить письмо или отдельно взятый блок — использовать кнопку призыва к действию (call to action). Купить, прочитать и так далее. Вы точно с ними знакомы.

Требования к кнопке:

  • яркая;
  • контрастная;
  • большая;
  • с призывом к действию: в идеале глагол, 1–2 слова.

Совет: не бойтесь оригинальных призывов к действию, которые дополняют основной текст и вызывают эмоции.

Вот классный пример от «Вкусно — и точка»:

-15

И ещё один — от SimpleWine:

-16

Футер

Футер (подвал) — завершающий элемент письма и важная его часть. Он должен быть узнаваемым, запоминающимся и лаконичным.

Шаблон для письма создаётся один раз и надолго. Блоки приходят и уходят, а футер остаётся — нужно продумать его наполнение и оформление. Футер должен продолжать дизайн и посыл ваших писем.

Обязательные блоки в подвале письма:

  • возможность отписаться. Не прячьте кнопку отписки и выделяйте её гиперссылкой;
  • контакты компании для обратной связи: соцсети, email, телефон(ы).

Можно добавить и другую информацию: отзывы, разделы сайта, девиз компании и т. д. Подробнее о том, как интересно оформить футер, рассказали здесь.

Что в итоге

Всегда помните об email-этикете. Опираясь на него, вы будете составлять письма, которые будут читать, пересылать друзьям и ждать ещё.

Что важно:

  • тема должна быть короткой, цепляющей и информативной.
  • приветствие в рассылке не обязательно;
  • тон письма лучше выбрать сразу и придерживаться его всегда;
  • чем короче сообщение, тем лучше;
  • в тексте не должно быть ошибок;
  • эмодзи использовать можно, но осторожно;
  • ссылки нужно оборачивать в гиперссылки;
  • не забывать про СТА-кнопки;
  • оформить футер и обязательно добавить ссылку отписки.

Попробуйте составить свой идеальный email в нашем конструкторе писем для рассылки.