В этой статье я расскажу основы основ «путешествия героя», а также опишу простую модель Воглера в трёх действиях.
Основа основ
Рассказчиков много, рассказанных ими историй и того больше. Но у каждой из них есть важная схожая черта: история — всегда путешествие.
Даже если это дикий артхаус, спрыгнувший с тринадцатого измерения глубины подсмысла.
Герой оставляет привычный мир, чтобы с головой броситься в неизведанное. Он может заблудиться как в дремучем лесу, так и в любовных отношениях, отправиться в сказочную страну или сойти с ума.
Рассказ об одиноком заключённом, который размышляет о решётчатой тени на земляном полу, может стать путешествием. Только не внешним, а скрытым внутри героя.
Можно и просто в красках описать, как слюна чудесно стекает с подбородка спятившего зека, но это уже не история, а бессюжетная зарисовка. Короче говоря — другая литературная форма.
И самое важное, представленная здесь схема — всего лишь один из вариантов. Каждый волен тасовать элементы так, как посчитает нужным. Лучше всего путешествие героя считать конструктором: можно сделать модель по инструкции или дать волю воображению.
Но основные законы того, как детальки цепляются друг к другу, писатель обязан знать.
Простая модель
Как и велел Аристотель, поделим путешествие на три акта.
В первом действии мы знакомимся с привычным миром, как вдруг случается нечто, побуждающее героя к действию! Он мнётся, как кисейная барышня — ему хочется оставить всё, как есть. Однако наставник пинками выгоняет бравого спасителя и, воодушевленный поддержкой, герой переступает порог дома.
Во втором действии герой сталкивается с препятствиями, заводит друзей и врагов. Рано или поздно добирается до логова главного злодея, собирается с силами и вступает в решительную схватку. Злодей повержен, герой торжествует!
В третьем действии герой отправляется в обратный путь, но за ним в погоню пускается тень недобитого злодея. Герой бежит, он на грани краха, но собравшись с силами одерживает-таки окончательную победу над злом. И вот он возвращается домой: изменённый, обретший награду… герой, наш герой!
Занавес.
Аплодисменты восхищённой публики.
Миллионный гонорар.
В итоге по стадиям путешествия
- История — это путешествие.
- Путешествие может быть как явным, так и скрытым внутри героя.
- По классической схеме сюжет делится на три действия, в этих трёх действиях — двенадцать стадий.
Но, как говорится:
Ничто не истина. Всё дозволено.
Уже с помощью такого каркаса, можно написать простую схематичную историю! Дальше в этой части — подробнее о каждом элементе модели.
Оглавление: путешествие писателя
Следующая статья в рубрике:
Обыденный мир (часть 1)