Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Как правильно формулировать инструкцию ребёнку.

Итак. Продолжаю повествование об открытиях, которые сделала, обучая своего десятилетнего, заговорившего в девять лет, сына, находящегося на надомном обучении. До момента появления речи и по сей день, но в меньшей степени, мы используем картинки. Раньше использовали, чтобы научить читать (глобальное чтение) и соединить слово и образ. Сейчас использую в окружающем мире. С той же целью. И периодически сталкиваюсь с таким явлением, как невозможность найти картинку к слову. В основном, это относится к глаголом и наречиям. Например, -приблизилась вплотную-. Эээ… В таких ситуациях долго ломаю голову, просматривая картинки, и в итоге что-то нахожу. Дело это очень занятное. А вот когда у Гриши появилась речь и стало очевидно, что он всё отлично понимает, возникла другая штука. Почему он понимает фрагментарно. Здесь понимаю, здесь не понимаю. С целью найти ответ на вопрос, что это за… явление, я начала внимательно отслеживать то, что говорю и реакцию сына. И обнаружила следу

Итак.

Продолжаю повествование об открытиях, которые сделала, обучая своего десятилетнего, заговорившего в девять лет, сына, находящегося на надомном обучении.

До момента появления речи и по сей день, но в меньшей степени, мы используем картинки.

Раньше использовали, чтобы научить читать (глобальное чтение) и соединить слово и образ.

Сейчас использую в окружающем мире. С той же целью.

И периодически сталкиваюсь с таким явлением, как невозможность найти картинку к слову.

В основном, это относится к глаголом и наречиям.

Например, -приблизилась вплотную-. Эээ…

В таких ситуациях долго ломаю голову, просматривая картинки, и в итоге что-то нахожу.

Дело это очень занятное.

А вот когда у Гриши появилась речь и стало очевидно, что он всё отлично понимает, возникла другая штука.

Почему он понимает фрагментарно. Здесь понимаю, здесь не понимаю.

С целью найти ответ на вопрос, что это за… явление, я начала внимательно отслеживать то, что говорю и реакцию сына.

И обнаружила следующее.

- Гриша, постарайся, пожалуйста, - говорю я ребёнку.

Ага, ребёнок пустыми глазами смотрит на меня.

- Гриша, соберись.

Та же реакция.

- Гриша будь внимателен.

- Гриша веди себя хорошо.

Думаю, понятно, о каких словах идёт речь.

Так называемые образные выражения.

И тут самое время выбежать и крикнуть: - Так он же аутист, он не способен это понимать. Это абстракция.

Нет, товарищи, способен он понимать абстрактные понятия, и шутки. И сам шутит. И отлично понимает, например, такое: - Гриша, не сдавайся!!!

И тогда я начала думать, что не так с этим словами.

Когда мне говорят, что надо постараться, понимаю это так: надо приложить ещё тех же усилий, которые я и прикладываю, то есть повторить ещё раз некое действие.

Когда мне советуют быть внимательной, я начинаю медленнее просматривать текст или примеры, или углы с мусором, не завалялась ли там чего. То есть я просто замедляюсь.

Но это я, а что делают другие люди.

Я начала задавать вопросы окружающим. И пришла к выводу, что практически все понимают эти слова по-разному.

То есть когда-то в детстве им говорили эти слова в разных ситуациях, и они, люди, как-то себе их поняли.

Но по сути у этих слов нет прямого образа действия, хотя они и призывают именно к некому действию.

Когда я это поняла, то начала давать ребёнку нормальные инструкции.

Например, не -веди себя хорошо-, а стой, молчи и улыбайся, то есть веди себя хорошо. Это я про общественные места.

И Гриша ответственно стоит, молчит и улыбается. Ведь эти три действия можно выполнить и точно проверить, сделал ты это или нет. А вот как проверить, ведёшь ли ты себя хорошо? Конкретнее, как именно хорошо?

А фраза -будь внимателен-, это вообще как и что?

Пошире открыть глаза? Замолчать и с умным видом смотреть в тетрадь?

Правда? Именно это означает этот призыв?

А что он означает для ребёнка, не знающего, что такое внимание, и не умеющего его контролировать. Кто б из взрослых умел бы это делать.

А фраза -соберись-, это что? Вот сейчас попробую собраться. Руки на ноги положить? Или что, в рюкзак залезть?

Шутка, конечно.

Но и это слово (соберись) все для себя как-то понимают, вот только вряд ли одинаково.

Итак.
У слов, которые используются в инструкциях, должен быть прямой исполнимый и проверяемый смысл.
Это очень сильно облегчает взаимопонимание.

При этом, конечно же, прекрасные образные слава и выражения — это замечательная часть любого языка, и я с радостью наблюдаю за тем, как сын всё это осваивает.

Например:

- Я сейчас выйду из себя!!! - говорит Гриша, не желающий идти делать уроки, цитируя свою маму абсолютно к месту и с правильными эмоциями.

Кто не в курсе, этого мальчика полтора года назад приходилось из-под стола вытаскивать, потому что он сидел там и орал, не желая ничего делать.

А теперь он вот так интеллигентно заявляет, двигаясь в сторону рабочего стола: Я сейчас выйду из себя.

Спасибо за внимание.

Удачи вам и терпения!