Молодые жители Читы придумали проект реконструкции площади Декабристов — одной из главных в городе. Судьба этого проекта показательна. Авторы идеи сполна прочувствовали, как относятся к новшествам в небольших городах. Против инициативной группы, работавшей бесплатно, ополчились профессиональные архитекторы и защитники старины.
Как удалось найти деньги, заручиться поддержкой власти, переубедить оппонентов и провести реконструкцию площади, нам рассказала участница инициативной группы «Красивая Чита» Валентина Дымченко.
Как родилась идея реконструкции площади Декабристов
С 2014 года группа «Красивая Чита» занималась благоустройством. Мы делали скульптуры, граффити, организовали конкурс проектов ледового городка. Жители жаловались, что в городе негде погулять с ребенком. Центральная площадь Декабристов была в жутком состоянии: разбитые асфальт и плитка, несколько старых лавочек, подпорная стенка. Больше ничего не было.
Архитектор, дизайнер, предприниматели и неравнодушные горожане объединились и начали обсуждать эту ситуацию публично. Тема из социальных сетей вышла в СМИ и дошла до губернатора Натальи Ждановой. Нам позвонили из администрации и назначили встречу с главой региона.
Где нашли деньги
Мы подготовили дизайн-проект. На встрече помимо губернатора присутствовали уважаемые представители архитектурного сообщества Читы. Они были категорически против нашей идеи, она показалась им непрофессиональной. Наталья Николаевна всех выслушала, но сразу ничего не ответила. Позже мы узнали, что она поддержала нашу концепцию.
Забайкальский край — регион присутствия «Норильского никеля». У них есть программы социального сотрудничества с администрацией для улучшения жизни населения. Нашу идею связали с такой программой.
Дизайн-проект мы делали своими силами. Наш архитектор Анна Нагель несколько недель буквально жила на площади: наблюдала за тем, как там ходят люди, анализировала трафик, пыталась понять будущие функции площади. После общественных слушаний и заключения договора подрядчик поставил забор и начал работать. Идея появилась в 2017 году, реконструкцию завершили в 2020-м.
«На встрече помимо губернатора присутствовали уважаемые представители архитектурного сообщества Читы. Они были категорически против нашей идеи».
В финансовые дела мы не вмешивались. У города, спонсора и подрядчика был трехсторонний договор. Насколько я знаю, «Норильский никель» выделил на площадь около 50 миллионов.
Почему возникли протесты
У всей этой истории были противники. Они думали, что мы хотим построить очередной торговый центр, что у нас коммерческий или политический интерес. Видимо, люди не очень верят в добрые дела. Тем более что до нашей инициативы было много нереализованных проектов, и площадь не ремонтировали несколько десятилетий.
Мы провели много общественных обсуждений. Порой руки опускались. Не все нам доверяли. Люди, особенно старшего поколения, считали, что не нужно ничего менять или нужно делать все по-другому. Некоторые грозились лечь под бульдозеры, когда начнутся работы. Им казалось, что мы убиваем локацию: у нас ведь предполагалось много деревянных элементов, а не как обычно — плитка, памятник и фонтан. На самом деле я восхищаюсь такой их активностью. Сейчас мы искренне называем этих людей «наши любимые бабушки».
«Люди думали, что мы хотим построить очередной торговый центр, что у нас коммерческий или политический интерес».
Я благодарна всем этим людям. Они высвечивали слабые места проекта и многому нас научили.
Как работали с возражениями
Мы вели большую работу с общественностью: сначала реагировали на все комментарии в соцсетях. Но среди них были и совершенно деструктивные аргументы: и оскорбления, и обвинения в отмывании денег. Стало ясно, что на такое реагировать бессмысленно.
Но если мы видели, что человеку нужно пояснение, то обязательно всё рассказывали. Чем больше закрываешься — тем больше недоверия. Иногда под постами о благоустройстве было по 400–500 вопросов — и мы отвечали на каждый.
«Наш архитектор Анна Нагель несколько недель буквально жила на площади: наблюдала за тем, как там ходят люди, анализировала трафик, пыталась понять будущие функции площади».
Среди анонимных комментаторов на порталах были люди, которых я знаю лично. Оказалось, что в лицо они улыбаются, а за глаза пишут гадости. Наверное, это тоже нормально: своеобразный тренинг на устойчивость. Но позитива и поддержки все равно всегда было больше.
«Среди анонимных комментаторов на порталах были люди, которых я знаю лично. Оказалось, что в лицо они улыбаются, а за глаза пишут гадости».
Иногда нам было очень тяжело. Мы думали, что все делаем неправильно. Порой мне казалось, что мы действительно полезли не в своё дело. Когда тратишь свое время, не получаешь за это никаких денег и даже вкладываешь свои, а в ответ получаешь негатив, то думаешь: зачем все это вообще?
Что получилось в итоге
В этом году благоустройство площади Декабристов закончилось. Я почти каждый день езжу мимо и понимаю, что все было не зря. Даже унылой читинской зимой, когда тут смог и холод, на площади полно людей!
Нам почти каждый день пишут в личку слова благодарности. Площадь Декабристов стала одним из самых привлекательных мест в городе. Это подтверждают и исследования.
Сейчас на повестке — решить вопрос с содержанием площади. Деревянные конструкции требуют ухода — этим нужно заниматься каждый год. Мы хотели, чтобы в городе создали единую управляющую компанию по содержанию парков и площадей. Кажется, администрация этим уже занялась.
Какие сделали выводы
Мы с Юлианой Бажиной были проводниками проекта. Самое главное, чему мы научились — считаться с интересами команды и слушать людей. Поняли, что никогда не нужно закрываться. Все этапы работ надо полностью проговаривать с людьми.
Иногда казалось, что все, это конец. На общественных слушаниях был момент, когда все выступали против нас. У нас как будто бы не было никакого шанса. Но я верила, что если этот проект будет во благо людям, он точно реализуется. Я рада, что так и случилось.