Потерпевшие кораблекрушение моряки еще в давние времена любили рассказывать благодарным слушателям байки о доброте дельфинов, которые подталкивали их к берегу, помогая спастись. Но ни один yтoнyвший моряк не мог рассказать обратную историю, когда дельфины, играя, толкали их дальше в море. Так сложилась легенда о доброте этих морских животных, которые, якобы, любят людей. Это называется ошибкой выжившего – когда решение принимается на основании заметных фактов, тогда как скрытые игнорируются.
Вот и утверждение, что турки исламизировали только две балканские страны из той же серии. Османская империя сумела обратить в свою веру существенную часть местного христианского населения, да только ситуация сильно изменилась в новое время. Откуда-то мусульмане были банально изгнаны, где-то они вернулись в католичество или православие, где-то их обменяли на христиан из малоазиатской части Турции, а в других местах они так и остались до нашего времени.
В общем и целом, перед турецким завоеванием ситуация была такая. Болгария уже несколько столетий освободилась от власти Византийской империи, испытала короткий период подъема и единства, но развалилась на несколько враждующих владений и особой опасности не представляла. Сама Византия чахла и сохла, и не вполне преодолела последствия власти латинян. Сербия испытывала период феодальной раздробленности и объявляла войну сама себе. У албанцев было мелкое княжество, а основную часть страны контролировала Венеция. Хорватия была частью Венгрии.
До прихода турок народы этих стран были либо православными, либо католиками и вели постоянные войны друг с другом. Поскольку славяне Балканского полуострова говорят на практически одном языке и имеют сходную культуру, для них было важно чем-то отличаться от соседей. В данном случае – религией. Выбор веры был тут сродни выбору политического курса. Когда регион захватили турки, они сделали все, чтобы исламизировать местное население. В разной степени в мусульманство обращались все этнические группы Балканского полуострова.
Сербские элиты были сильно вовлечены в дела Османской империи, представители этого народа часто становились визирями, министрами, полководцами, а потому веру пророка принимали охотно. Следовали ей и простые люди, а несогласные уходили на север или убегали в горы.
Болгары из-за того, что турецкая власть здесь была наиболее крепка, стали мусульманами в большей степени. Если почитать всю нашу литературу 19-о века, где говорится о войнах с османами, то мyчитeлeм главного героя обязательно будет болгарин-мусульманин.
Босния являлась опасным приграничным регионом, и Стамбул сконцентрировал здесь серьезные военные силы, что весьма способствовало исламизации. Албанцев привлекли на свою сторону льготами и привилегиями. Все источники 17-о века говорят, что люди из этого народа ходят в мечеть в пятницу, а в церковь – в воскресенье и без стыда поклоняются двум богам в одну неделю. В северных сельскохозяйственных районах Греции была куча мусульманского населения, а Фессалоники, древний город эллинов, был почти полностью турецким.
Поскольку вера здесь всегда приравнивалась к политике, после начала освободительной борьбы против турок, многим народам пришлось в той или иной степени решать исламский вопрос. Сербы мусульман просто изгнали; болгары, по большей части, оставили; греки обменялись населением с турками; албанцы и боснийцы, как давние союзники Стамбула, решили оставить у себя мусульманскую веру. Кроме того, во всех этих странах люди переходили обратно в христианство.
Так кончилась эпоха турецкой власти в Европе.