Живопись тесно связана с мистикой. Считается, что некоторые картины обладают особой энергией и способны приносить своему владельцу счастье или беды.
Среди работ русских художников есть такие «мистические» полотна. Каждое из них имеет особую историю, в которой искусство переплелось с тайной.
Крамской — «Неизвестная»
Самая узнаваемая картина прославленного русского художника Ивана Крамского разошлась на тысячи репродукций, однако коллекционер Третьяков приобретать полотно почему-то категорически отказывался. То ли он меценат что-то предчувствовал, то ли молодая женщина, изображенная на картине, категорически не нравилась Третьякову.
Предчувствия не обманули коллекционера. Всем владельцам картина приносила несчастья — пожары, болезни, семейные ссоры и разлады.
Череда странностей прекратилась только тогда, когда после долгих странствий по частным коллекциям, полотно все же попало в Третьяковскую галерею. Случилось это в 1925 году.
Кстати, кто эта загадочная дама, портрет которой написал Крамской, так до конца и не выяснили. Сам художник, создавая интригу вокруг картины, о личности героини полотна предпочитал загадочно молчать.
Перов — «Тройка»
Художник никак не мог найти прототип для главного героя этого полотна. Картина была почти закончена, лишь центр оставался пустым.
Наконец на улице Перов заприметил простого крестьянского мальчика, который как нельзя лучше подходил для центрального персонажа. Его звали Вася. Мать Васи позволила сыну позировать, картина была закончена и выкуплена Третьяковым.
Через некоторое время в художественной галерее заметили женщину, стоящую на коленях перед полотном. Оказалась, это мать того самого мальчика — Васи. Поговорив с женщиной, Перов узнал, что ее сын скоропостижно скончался.
Женщина упрашивала продать ей полотно, однако это было невозможно. Тогда растроганный художник написал портрет Васи и передал безутешной матери.
Крамской — «Русалки»
Еще одна картина Крамского, названная «Русалки», так же, как и «Неизвестная», была окутана мистикой. Когда художник закончил работу над полотном, для своей обширной коллекции его выкупил Третьяков, повесив дома, в комнату со знаменитыми «Грачами» («Грачи прилетели») Саврасова.
Уже в первую ночь «Грачи» упали на пол, а в комнате стали происходить странные вещи. Прислуга и родные Третьякова начали слышать тихие голоса, доносящиеся из помещения. Посмотрев на картину, люди становились вялыми, жизнь словно уходила из домочадцев мецената.
Положение спасла пожилая нянька, живущая в семье. Она посоветовала убрать «Русалок» в темный угол комнаты и повесить так, чтобы на картину не падал солнечный свет. После этого все таинственные звуки прекратились.
Боровиковский — «Портрет Марии Лопухиной»
Эта картина стала самой значительной работой в творчестве талантливого русского художника Владимира Боровиковского. Молодая девушка, изображенная на полотне, очаровывала буквально всех зрителей.
Моделью художника была Мария Лопухина, дворянка из рода Толстых, вышедшая замуж за знатного егермейстера и камергера Степана Лопухина.
Портрет получился необычайно удачным, вот только принес несчастье самой Марии. Вскоре после того, как полотно было закончено, она отправилась в мир иной. С тех пор ходит легенда, что на картину нельзя смотреть слишком долго, иначе можно повторить судьбу ее прототипа.