Найти тему

Бременские музыканты: кто, куда и по что их спровадил?

Оглавление

Есть у меня такое профессиональное хобби: разбирать психологическую подоплеку известных (и не очень) сказок.

В этой статье я добралась до "Бременских музыкантов".

Сюжет немецкой сказки известен, пожалуй, всем. Но несравнимо большую популярность завоевал советский одноименный мультик: с песнями, плясками и номерами. С вашего позволения, займусь-ка я именно оригинальной сказкой, без влюбленных трубадуров, принцесс в мини-юбках, хандрящих королей и других внезапно возникших персонажей...

кадр из одноименного мультфильма. Из открытых источников.
кадр из одноименного мультфильма. Из открытых источников.

Лично я обнаружила в традиционной сказке 2 аспекта: 1) Сами персонажи: кто они такие, что могут символизировать, почему их повыгоняли из домов… 2) Куда же держат путь эти таинственные ребята?

В обзоре сказки "Колобок" я писала, что у животных, появляющихся в сказках есть некое символическое значение. Абы кого в сказки-то не пускают! Героями становятся существа, имеющие некое сокровенное значение для народа. Итак, «Бременские музыканты» — произведение немецкое. Так что рассмотрим роль фигурирующих животных в европейском/ немецком фольклоре. Как мы помним, в сказке 4 персонажа: Осел, Пес (охотничий), Кот и Петух.

Осел

Этот гражданин - известный символ упрямства, несговорчивости.

Кадр из советского мультфильма "Бременские музыканты". Из открытых источников.
Кадр из советского мультфильма "Бременские музыканты". Из открытых источников.

Пес

Создание противоречивое. Конечно, к псам относились с добротой и уважением, что немудрено: собака — первое одомашненное животное. И в то же время, в средние века образ собаки был демонизирован, потомки волков стали неким символом зла, даже до наших времен дошла поговорка «злой, как собака».

Кадр из мультфильма "Бременские музыканты". Из открытых источников.
Кадр из мультфильма "Бременские музыканты". Из открытых источников.

Кот

Тоже полон противоречий. В средневековой Европе считался проводником нечистой силы на землю, неким посредником между «головным офисом» Ада и «внештатными сотрудниками», находящимися на земле (колдунами, ведьмами и иже с ними). Как известно, кот гуляет сам по себе. Получается, этот зверь указывает на излишнюю самостоятельность, коварство, способность втираться в доверие.

Кадр из советского мультфильма "Бременские музыканты". Из открытого источника.
Кадр из советского мультфильма "Бременские музыканты". Из открытого источника.

Петух

В европейском фольклоре — символ задиристости, агрессивности.

Кадр из советского мультфильма "Бременские музыканты". Из открытых источников.
Кадр из советского мультфильма "Бременские музыканты". Из открытых источников.

Что же происходит со всеми этими животными?

В сказке их объединила общая беда: повыгоняли бедолаг из домов, за ненадобностью. С точки зрения языка символов, за каждым изгнанным животным стоит некий порок, недостаток, от которого хочется избавиться. На языке символов можно трактовать сказку так: человеку свойственны недостатки, которые в лучшем случае не приносят никакой пользы, а в худшем — вредят. Например, упрямство, злость, коварство, агрессия, задиристость. Замечая в себе пороки, мы стремимся к их искоренению (желательно — тотальному).

Что же в сказке происходит после того, как персонажи объединяются?

Они обнаруживают человеческое жилье и попросту выживают из него обитателей. По сути, то же случается, когда мы стараемся изжить свои недостатки или подавить их. Вытесненные в подсознание «пороки» берут контроль над разумом. Тогда наше «жилье», то есть разум уже не принадлежит нам в полной мере. Его хозяевами становятся те качества, что мы так отчаянно стремились подавить: упрямство, злость, коварство, агрессивность. Есть ли альтернатива подавлению и искоренению недостатков? Разумеется, есть. Как ни парадоксально: принять свои недостатки, научиться разумно и подконтрольно их использовать.

В сказке есть еще интересный момент!

Название у этой истории - ироничное.

Объединившиеся в группировку животные держали путь в Бремен, чтобы стать там музыкантами. Но вместо этого засели в лесной избушке. Да так основательно, что плюнули на всё и решили никуда дальше не идти! Можно ли считать хорошим концом такой поворот, учитывая, что цель начинающих музыкантов так и не была достигнута? Полагаю, да. В жизни часто встречается такой расклад: мы ставим перед собой цель и с ослиной упертостью тащимся к ней. Хотя на самом деле хотим мы вовсе не достижения этой цели, а того, что скрыто за ней. Так случилось и у наших товарищей: стремились они не к оглушительно успешной музыкальной карьере, а возвращению домашнего уюта, к крыше над головой. А по ходу путешествия выяснилось, что достигнуть этого можно и другим, менее затратным способом.

Итак, мораль сей басни…

Мораль 1. Со своими недостатками выгоднее дружить, находить способы их разумного применения, нежели пытаться искоренить.

Мораль 2. Цель, которую мы ставим, может на самом деле являться средством. Ставя цель перед собой, важно спрашивать себя: «Зачем?», «Ради чего?»

А какие сказки было бы интересно проанализировать вам? Поделитесь в комментах! И подписывайтесь на канал: мы тут рассмотрим и вывернем шиворот-навыворот немало разных достойных произведений!