В недавнем посте, посвященном выходу Федеральных учреждений здравоохранения из-под контроля страховых компаний я предположил, что причина законодательных изменений – «голодный паек» федералов из-за того, что Комиссия по разработке территориальной программы ОМС отдает объёмы медицинской помощи преимущественно своим региональным больницам и поликлиникам, а не федеральным.
Из брифинга Татьяны Голиковой, состоявшегося 28 декабря, вытекает, что мое предположение было ошибочным.
Позиция вице-премьера следующая: «Напомню, что в 2020 году мы приняли и с 2021 года вступает в силу новый закон, согласно которому мы централизовали на федеральном уровне всю специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, которую предоставляют федеральные медицинские организации. Это сделано в целях повышения доступности медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, поскольку мы имели ряд серьёзных нареканий, когда пациенты, желая попасть в федеральные медицинские организации, такие направления от учреждений, в которых они состоят на учёте, не получают. Теперь пациент при наличии соответствующих медицинских показаний вправе или получить от своего врача направление в федеральное учреждение, или напрямую обратиться в федеральную клинику и получить необходимую плановую помощь. Федеральное учреждение оценит состояние пациента и предложит вариант, удобный для него с точки зрения времени оказания этой плановой медицинской помощи».
Оказывается, коренная причина законодательных изменений – упертость региональных учреждений здравоохранения, не желающих допускать тело пациента в Федеральные медицинские центры, даже если и имели место соответствующие медицинские показания.
Так ли это?
Ответ содержится в приказе Минздрава России от 02.12.2014 N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи".
Медицинскими показаниями для оказания специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях является наличие или подозрение на наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме при условии:
а) нетипичного течения заболевания и (или) отсутствия эффекта от проводимого лечения;
б) необходимости применения методов лечения, не выполняемых в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
в) высокого риска хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием коморбидных заболеваний;
г) необходимости выполнения повторных хирургических вмешательств в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в" настоящего пункта;
д) необходимости дополнительного обследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовки у больных с осложненными формами заболевания и (или) коморбидными заболеваниями для последующего хирургического лечения;
е) необходимости повторной госпитализации по рекомендации федеральной медицинской организации.
При этом направление пациентов в федеральные медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется лечащим врачом медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи.
Таким образом, есть совокупность условий – направление оформляется.
Как мы видим и до изменения законодательства пациент имел полное право получить направление в федеральный центр.
Кроме того, продолжает действовать и приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи"
Он позволяет (не запрещает) пациенту самостоятельно обращаться в федеральный центр, который находится за пределами региона проживания пациента.
Исходя из вышеизложенного - доводы Татьяны Голиковой об «упертости» региональных учреждений здравоохранения весьма сомнительны, следовательно, и озвученные причины изменения законодательства – тоже.
И вот еще что.
Поскольку я - юрист, то хотелось бы подтверждения в каком-то нормативном акте слов вице - премьера о том, что действительно в федеральном центре пациенту будет предлагаться вариант, удобный для него с точки зрения времени оказания плановой медицинской помощи. Ведь какие перспективы открываются!!!
А что вы думаете по поводу этих замечательных перспектив? Они - осуществимы?
Подписывайтесь на канал медицинского юриста!
Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх».
Пишите комментарии, задавайте вопросы. Отвечу, непременно.
Федеральные учреждения здравоохранения выйдут из-под контроля страховых компаний. Что изменится для врачей и пациентов?