Найти тему

В федеральные медицинские центры теперь по желанию пациента и в удобное для него время? Какие перспективы открываются !!!

Вице-премьер Татьяна Голикова. Брифинг 28 декабря  2020 года
Вице-премьер Татьяна Голикова. Брифинг 28 декабря 2020 года

В недавнем посте, посвященном выходу Федеральных учреждений здравоохранения из-под контроля страховых компаний я предположил, что причина законодательных изменений – «голодный паек» федералов из-за того, что Комиссия по разработке территориальной программы ОМС отдает объёмы медицинской помощи преимущественно своим региональным больницам и поликлиникам, а не федеральным.

Из брифинга Татьяны Голиковой, состоявшегося 28 декабря, вытекает, что мое предположение было ошибочным.

Позиция вице-премьера следующая: «Напомню, что в 2020 году мы приняли и с 2021 года вступает в силу новый закон, согласно которому мы централизовали на федеральном уровне всю специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, которую предоставляют федеральные медицинские организации. Это сделано в целях повышения доступности медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, поскольку мы имели ряд серьёзных нареканий, когда пациенты, желая попасть в федеральные медицинские организации, такие направления от учреждений, в которых они состоят на учёте, не получают. Теперь пациент при наличии соответствующих медицинских показаний вправе или получить от своего врача направление в федеральное учреждение, или напрямую обратиться в федеральную клинику и получить необходимую плановую помощь. Федеральное учреждение оценит состояние пациента и предложит вариант, удобный для него с точки зрения времени оказания этой плановой медицинской помощи».

Оказывается, коренная причина законодательных изменений – упертость региональных учреждений здравоохранения, не желающих допускать тело пациента в Федеральные медицинские центры, даже если и имели место соответствующие медицинские показания.

Так ли это?

Ответ содержится в приказе Минздрава России от 02.12.2014 N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи".

Медицинскими показаниями для оказания специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях является наличие или подозрение на наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме при условии:

а) нетипичного течения заболевания и (или) отсутствия эффекта от проводимого лечения;
б) необходимости применения методов лечения, не выполняемых в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
в) высокого риска хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием коморбидных заболеваний;
г) необходимости выполнения повторных хирургических вмешательств в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в" настоящего пункта;
д) необходимости дополнительного обследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовки у больных с осложненными формами заболевания и (или) коморбидными заболеваниями для последующего хирургического лечения;
е) необходимости повторной госпитализации по рекомендации федеральной медицинской организации.

При этом направление пациентов в федеральные медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется лечащим врачом медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи.

Высокотехнологичная медицинская помощь
Высокотехнологичная медицинская помощь

Таким образом, есть совокупность условийнаправление оформляется.

Как мы видим и до изменения законодательства пациент имел полное право получить направление в федеральный центр.

Кроме того, продолжает действовать и приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи"

Он позволяет (не запрещает) пациенту самостоятельно обращаться в федеральный центр, который находится за пределами региона проживания пациента.

Исходя из вышеизложенного - доводы Татьяны Голиковой об «упертости» региональных учреждений здравоохранения весьма сомнительны, следовательно, и озвученные причины изменения законодательства – тоже.

И вот еще что.

Поскольку я - юрист, то хотелось бы подтверждения в каком-то нормативном акте слов вице - премьера о том, что действительно в федеральном центре пациенту будет предлагаться вариант, удобный для него с точки зрения времени оказания плановой медицинской помощи. Ведь какие перспективы открываются!!!

А что вы думаете по поводу этих замечательных перспектив? Они - осуществимы?

Подписывайтесь на канал медицинского юриста!

Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх».

Пишите комментарии, задавайте вопросы. Отвечу, непременно.

Публикации медицинского юриста Алексея Панова
Публикации медицинского юриста Алексея Панова

Федеральные учреждения здравоохранения выйдут из-под контроля страховых компаний. Что изменится для врачей и пациентов?

Государство намерено взять ответственность за качество медицинской помощи! Хватит ли сил и компетенции?

Голикова ждет предложений от Минздрава и Фонда ОМС по изменению подходов к объёму, срокам и качеству медпомощи

© Алексей Панов, 2020