Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Бронзовая птица». Неясности и загадки в книге.

При самом первом знакомстве со второй книгой трилогии Анатолия Наумовича Рыбакова «Бронзовая птица», я, наверное, еще не очень был силен в исторических деталях. Но чуть позднее, при последующем чтении я не мог не обратить внимание на явную историческую «нестыковку» в основной легенде о таинственной усадьбе, а именно обстоятельствах гибели старых графов Карагаевых – отца и сына в XVIII веке. Сначала Жердяй рассказывает ребятам о царице, которая казнила графов «еще до Наполеона», а потом, в частности, доктор объясняет Мише, что это не просто россказни, а так и есть – легенда основана на реальной казни.

«Надо тебе сказать, что графы Карагаевы – старинный, но захудалый род. Древо свое будто бы ведут от татарского мурзы, выехавшего в Россию из Золотой Орды. Но обеднели, оскудели, особенно после того, как Елизавета казнила одного графа с сыном и велела бросить их в болото.

– Значит, про Голыгинскую гать - это правда? – изумился Миша.

– Да, – подтвердил доктор, – исторический факт. Казнены и затоптаны в гать…»

-2

Однако. Смущает участие императрицы Елизаветы… Вообще-то, как известно – Елизавета единственный российский монарх, при котором был «мораторий» на смертную казнь. Да и царицей она была, явно, не такого крутого нрава, чтобы выкидывать подобное коленца – вот Петр, тот мог. Теоретически могла и Анна Иоанновна – хотя и для нее это тоже перебор, особенно отсутствие надлежащего захоронения даже казненных.

На зачем же тогда автору понадобилось именно такая подача материала? Как вариант – Анатолий Рыбаков умышленно допустил исторический «ляп», подчеркивая художественность повести, специально для особо доверчивых читателей того времени, могущих принять все за чистую монету. Трудно все-таки предположить, что бы столь известный литератор не знал известных исторических фактов или был попросту небрежен.

Эпизод, кода Миша с Генкой ведут Игоря и Севу ночевать домой к Серову, после аудиенции у данного господина.

«– Я думал, что и нас обедом угостят, – уныло проговорил Генка.

– Угостят! Как же! – ответил Миша. – Дожидайся! – И он с возмущением посмотрел на дверь: даже попрощаться не дали с ребятами.

Но на кого похожа эта женщина? Определенно знакомое лицо. Может быть, на кого-нибудь из жильцов их дома на Арбате?»

-3

Почему жена Серова показалась Мише знакомой? И самое интересное – почему Миша напрочь об этом узнавании «забыл»? Налицо обрывок какой-то сюжетной ветки. Еще в юности я предположил, на мой взгляд логичную дорисовку этой линии – Серова младшая сестра или дочь «графини» - хранительницы, чем и обусловлена выдача этой самой охранной грамоты на усадьбу. Но вероятно Анатолий Рыбаков или же уже редактор посчитали эту линию излишней (она действительно не очень обязательна) и просто убрали ее. А вот эту строчку случайно просмотрели.

А вот теперь уже с охранной грамотой за подписью Серова.

«Сверху крупно: «Охранная грамота». Ниже, обыкновенными буквами: «Удостоверяется, что жилой дом в бывшей усадьбе Карагаево, как представляющей историческую ценность, находится под охраной государства. Всем организациям и лицам использовать дом без особого на то разрешения губнаробраза воспрещается. Нарушение охранной грамоты рассматривается как порча ценного государственного имущества и карается по законам Республики. Зам. зав. губернским отделом народного образования Серов». – Все правильно, – сказал Борис Сергеевич, возвращая бумагу, – и все же здесь будет организована коммуна.»

-4

Не очень понимаю, что это они так все носятся с этой усадьбой. Как будто других усадеб в губернии и частных домов помещиков в самой Рязани больше не было. Но больше занимало другое – в отличии от Бориса Сергеевича я всегда сомневался в «правильности» этой филькиной грамоты. А кто, собственно, вверил усадьбу в ведение губнаробраза? Какая советская инстанция? И каким образом даже не заведующий, а один из его замов такие грамотки выписывает? Это директор детдома заинтересовался зданием, а если им товарищи из ОГПУ заинтересуются на предмет уже своих служебно-хозяйственных нужд? И что они с товарищем Серовым (и с его начальником) сделают за такое самоуправство?

Не по Сеньке шапка – такие грамоты выдавать, да и учреждение, явно, не той весовой категории, но сюжетно с этим ничего не поделаешь, более серьезное прикрытие утяжеляло бы интригу, да и у графского сына выхода на такое прикрытие просто нет.